«КУРСКАЯ ПРАВДА», 23 мая 1998 года КУРСКОМУ ТРАМВАЮ — 100 ЛЕТ ЮБИЛЯР СВЕЖ И ТРУДОЛЮБИВ Вот таким, как на этом снимке, был первый курский трамвай - с двумя открытыми площадками, продуваемый всеми ветрами, а водитель управлял им стоя и на остановках дёргал за ручку голосистого звонка. Курск стал вторым городом в России, где в апреле 1898 года начал действовать электрический транспорт для перевозки пассажиров. Миновав «конку» (из-за холмистой местности невозможно было использовать вагоны с конной упряжью), куряне сразу заимели удобный транспорт, правда, дорогой (стоимость двух поездок равнялась цене одной курицы). Линия протяженностью почти в пять вёрст была построена по проекту инженера путей сообщения И.А. Лихачёва на средства Бельгийского акционерного анонимного общества «Курский трамвай» (акции были не именные, а на предъявителя, отсюда и название «анонимное»). За пятачок можно было проехать полпути, а за восемь копеек - весь маршрут, как говорили в народе, «от шпилей до шпилей», то есть от Херсонских до Московских ворот (рельсы тянулись по нынешним улицам Дзержинского и Ленина). Кусок стального рельса, сохранившийся с тех давних пор, экспонируется ныне как реликвия в музее городского электрического транспорта (на территории Восточного депо). За сто лет сменилось шесть типов вагонов и произошли, естественно, многие другие изменения. Ныне протяжённость всех трамвайных линий в Курске превышает 40 километров. Если первоначально в хозяйстве было всего 10 вагонов (12 моторных и 6 прицепных, прим ред.), то к настоящему времени трампарк насчитывает 182 вагона, самый современный из них вагон марки «ТАТРА-3М» чешского производства – легкий (тара вагона 18 900 кг, прим. ред.), удобный, элегантный. Коллектив трамвайно-троллейбусного управления во главе с Н.М. Тяпочкиным крепок своими трудовыми традициями, роль которых вместе с историей предприятия показана в только что вышедшем сборнике, приуроченном к юбилею. По случаю круглой даты государственными наградами отмечены пять работников ТТУ (их фамилии опубликованы в «Курской правде» 20 мая). Учитывая заслуги курских трамвайщиков и неплохую материальную базу, министерство транспорта организовало в нашем городе завершившийся вчера VIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей трамвая. Его участники стали первыми посетителями реконструированного музея городского электротранспорта с обновлённой интересной экспозицией, повествующей о прошлом, настоящем и будущем курского трамвая. На празднование юбилея, которое состоится сегодня в Доме офицеров, к курянам приехали их коллеги из разных российских регионов и с Украины. Оказал Курску внимание своим визитом первый заместитель министра транспорта А. Насонов. У юбиляра возраст почтенный, но жизнь показала, что трамвай, как и прежде, продолжает пользоваться любовью курян. За прошлый год один только он, не считая других видов городского транспорта, перевёз в областном центре 186,5 млн. пассажиров. Есть перспективы у него и в XXI веке с учётом модернизации подвижного состава. Так что рано списывать «старичка» в запас - он ещё послужит верой и правдой не одному поколению курян. Т. ГРИВА. На снимке: трамвай, воспроизведённый к юбилею по первоначальному образцу. Фото В. САХН-ВАЛЬД
|