«ГОРОДСКИЕ ИЗВЕСТИЯ», 18 августа 1992 года ГОДЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ «Я В СИНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС САЖУСЬ НА ХОДУ...» Двадцать лет назад был пик популярности песни Булата Окуджавы «Синий троллейбус». Быть может, потому, что и в столице, и в провинциальных городах множились маршруты этого непривычного для горожан вида транспорта. Двадцать лет назад помчались и по улицам Курска первые удивительные машины, тихие, не в пример трамваям, и не чадящие, как автобусы. Теперь троллейбус — неотъемлемая часть курской улицы. Давно уже он не синий, а красный, как пожарная машина. И из опоэтизированного Окуджавой ночного ковчега по засыпающим улицам он превратился в привычный транспорт, набитый до отказа в часы «пик», опаздывающий, когда вам некогда, но в итоге ставший добросовестным городским «извозчиком», столь необходимым в нашей жизни. Мы свыклись с его заданными маршрутами, с его людьми. Помните, был в Курске водитель, в салоне которого всегда царили доброта, внимательное отношение пассажиров друг к другу? Начиная на кольце поездку, он здоровался с нами и всю дорогу вёл беседу, объясняя маршрут, ненавязчиво воспитывая, отвлекая от тяжких забот и невеселых дум. В праздник он поздравлял нас и желал всех благ, мог прочитать ветеранам стихи. В салоне у него было прибрано, чисто, а в поездке он никогда не забывал напомнить уступить место, оплатить проезд, быть осторожным при посадке и выходе. Сейчас Александр Иванович Стариков такой же пассажир, как и мы все: водитель с многолетним стажем нынче отдыхает от трудовых забот. Конечно, среди более чем двухсот водителей троллейбусного депо есть нынче и опытные, и вежливые, и мастерски работающие люди. Но душа ждёт, что в водительской кабине вновь окажется человек, для которого пассажиры не будут безликой массой, который станет для каждого из нас своим, близким человеком. Ведь у любого горожанина есть и свой маршрут, и свой троллейбус, по графику подходящий к остановке в то же время, когда привычно выходишь к ней. Кто завоюет симпатии и признание пассажиров? Быть может, Анатолий Макаров (его троллейбус № 172), или Сергей Якушевич (№ 160), или Евгений Шатохин (№ 174), работающие на «двойке», или Валентина Ванина — она возит курян по самым дальним маршрутам — шестому и седьмому. Конечно, нельзя жить лишь в голубоватом флёре воспоминаний о прошлом: повседневная вахта водителей жестка, прозаична, а нередко и просто опасна. Два месяца назад на Льговском повороте загорелся троллейбус, водитель сумел быстро вывести пассажиров, никто не пострадал. Не испугать хотим курян, напоминая об этом, а успокоить: о нашей безопасности думают не только те, кто за рулем, но и те, кто в креслах сидит. Начальник депо Владимир Рудаков не скрывает, что увольнения недисциплинированных водителей не позор для депо, а, наоборот, благо: ибо надёжность человека в кабине — самая верная гарантия нашей с вами безопасности. Но текучесть кадров в депо — дело прошлое. И потому, что нынче стали осознанно держаться за приобретённую квалификацию и работу, и потому, что зарплата водителей не столь уж и мала: 6—7 тысяч рублей, в ремонтной службе — до трех тысяч, но при старании и рвении до пяти заработать можно. А вот прибыльное ли дело троллейбус для города — утверждать никто не возьмётся. Горожане недовольны повышением проездного тарифа до рубля. Но себестоимость перевозки одного пассажира обходится ТТУ в шесть рублей с копейками. Вот и считайте, выгодно ли городу содержать этот вид транспорта. Но как бы то ни было, мчат по улицам обжитые нами троллейбусы вот уже два десятилетия, и дай Бог, чтоб они и дальше возили нас — быстро, чисто и без аварий. В. КУЛАГИНА.
|