Современный Курский трамвай

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная arrow Газетные публикации о курском трамва arrow Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА», 24 июля 1988 года МУЗЕИ НАШЕГО ГОРОДА
Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА», 24 июля 1988 года МУЗЕИ НАШЕГО ГОРОДА Версия для печати
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

«КУРСКАЯ ПРАВДА», 24 июля 1988 года

 

МУЗЕИ НАШЕГО ГОРОДА

 

ИЗ ИСТОРИИ КУРСКОГО ТРАМВАЯ

 

В Курском трамвайно-троллейбусном управлении открыл­ся музей. В его экспозиции нашла отражение 90-летняя ис­тория городского электриче­ского транспорта .

В короткие сроки (всего лишь за полтора года) работ­никам трамвайно-троллейбусного управления удалось соз­дать музей. А появился он благодаря заботам и старани­ям мастера службы подвиж­ного состава Г. Даниленко, главного инженера троллейбус­ного депо В. Шумакова, инже­неров Л. Быкановой, Л. Исако­вой и других увлеченных об­щественным делом людей. Для проведения поисковой работы был избран Совет, куда вошли представители всех подразде­лений управления. Его члены побывали в Государственном архиве Курской области и партархиве обкома КПСС. Немало интересного рассказали вете­раны производства. Поэтому большой достоверностью об­ладает каждый выставленный в музее экспонат. А их здесь сотни.

Большую помощь следопы­там оказали работники обла­стного краеведческого музея, коллекционер В. Боровенников, который передал в дар музею двадцать открыток с видами дореволюционного Курска, ныне покойный крае­вед И. Ликоренко, проводивший с активом музея беседы по истории города, а также слесарь А. Юшков, под руко­водством которого оформля­лись залы.

Особый интерес у посетите­лей вызывают реликвии зала, рассказывающего о дорево­люционной истории трамвая. Много здесь документов, от­носящихся к концу XIX века. Копии приказов и распоряже­ний городской думы, проект договора на строительство в Курске электрического транспорта. Картина местного ху­дожника Ф. Трегуба «Строи­тельство трамвая по улице Херсонской (ныне Дзержин­ского), написанная по заказу музея, даёт наглядное пред­ставление о том, как на тяже­лом труде и горе народном пробивал себе в Курске доро­гу электрический транспорт.

Открытие трамвайного дви­жения от Херсонских до Московских ворот состоялось 18 апреля 1898 года. К тому вре­мени в России было лишь не­сколько городов, где действо­вал электрический транспорт. Даже Москва и Петербург его не имели.

— Обратите внимание на макеты первых трамваев, остановочного павильона, — гово­рит мой гид - директор музея Геннадий Петрович Даниленко. — Сделал их Николай Ива­нович Носов, слесарь службы подвижного состава. Выпол­ненные с большой любовью, макеты дают представление, какими были те первые ма­ленькие деревянные вагончики с открытыми входными пло­щадками. Водитель всё время стоял на ногах. Летом ему приходилось находиться под дождем или на солнцепеке, а зимой на него падал снег.

Идём в другой зал — после­революционной истории трам­вая, С 1918 по 1924 годы он не работал — не было электроэнергии. За это время про­стоявшие в парке старенькие вагоны успели проржаветь, многие шпалы осели, столбы покосились и подгнили. И только благодаря самоотвер­женному труду рабочих 1 ок­тября 1924 года на главных улицах Курска вновь раздались трамвайные звонки.

С фотографий, размещен­ных на другом стенде, смот­рят стахановцы предвоенных лет — А. Алябьева, И. Багликов, И. Желудков, И. Лукин и дру­гие. Здесь же помещена за­метка из газеты «Курская правда» от 16 февраля 1941 года следующего содержания: «Коллектив курского трамвая одержал большую победу в республиканском соревнова­нии работников трамвая. В четвертом квартале прошлого года он вышел на первое место и этим завоевал перехо­дящее знамя Наркомхоза и ЦК союза работников комму­нального хозяйства».

...Пожелтевшие от времени Благодарственные грамоты на имя старшины М. Гладких за проявленное мужество в бое­вых действиях на фронтах Ве­ликой Отечественной войны. Михаил Иванович связал свою судьбу с курским трамваем в 1932 году. Отсюда ушел на фронт, сюда возвратился пос­ле окончания войны, в общей сложности в ТТУ он прорабо­тал около 50 лет. О трудных годах военного лихолетья — голоде, холоде, разрухе — повествует и кар­тина художника Н. Голоцукова «1943 год. Трамвай восстановлен». В музее создан уголок ка­валера ордена Ленина Е. Пенушкиной, наездившей по стальным рельсам около полумиллиона километров. Она награждена тремя нагрудными знаками «100 000 километров без аварий»,

Ряд помещенных в музее фотографий отражает важней­шие вехи послевоенной «биог­рафии» электрического тран­спорта — снос трамвайных пу­тей с улицы Ленина, торжест­венное открытие движения по новому Кировскому мосту че­рез реку Тускарь, пуск перво­го троллейбуса по улицам го­рода.

Часть экспонатов посвящена сегодняшним будням управления. Это — многоотраслевое хозяйство с тремя депо. Для перевозки пассажиров в горо­де организовано 14 троллей­бусных и трамвайных маршру­тов. Музей планируется сделать центром воспитательной ра­боты. Здесь будут проходить посвящения в молодые рабо­чие, встречи с ветеранами войны и труда, экскурсии для школьников.

С. ЩЕДРИН

 
< Пред.   След. >
   Городской электротранспорт бывшего СССР
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2024
Заведующий музеем: trammuzeumkursk@mail.ru
Поддержка веб-сайта: webmaster@kursk-museum.net.ru V: 0.024980