«КУРСКАЯ ПРАВДА», 14 мая 1988 года КУРСКОМУ ТРАМВАЮ – 90 ЛЕТ ПО СТАЛЬНЫМ РЕЛЬСАМ Сложный рельеф местности, на котором раскинулся город, заставил местные власти отказаться от мысли об организации конки. В 1895 году городская управа подготавливает с бельгийской (немецкой, прим. Ред.) фирмой «Сименс и Гальске» проект договора на устройство в Курске трамвая. Вот строки из него: «...фирма обязывается в двухлетний со дня утверждения технического проекта срок устроить за свой счёт и риск электрическую одноколейную железную дорогу с воздушным проводом на деревянных столбах по Московской и Херсонской улицам г. Курска (ныне улицы Ленина и Дзержинского), а также по Мирной улице — от угла Московской улицы до р. Тускари и далее до Ямской железнодорожной станции, на протяжении всего 6 с половиной верст, с подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации. Необходимое для полотна дороги место городское управление должно предоставить фирме безвозмездно. ...Эксплуатация и содержание электрической дороги производится фирмой «Сименс и Гальске» за её счет. Плата за проезд по всей линии или по части её в один конец не должна превышать 10 коп, с человека. Учащиеся учебных заведений платят не более 5 коп. Весь сбор с пассажиров идет в пользу фирмы». (Однако утверждён был проект инженера путей сообщения И. А. Лихачёва, возглавлявшего бельгийское анонимное общество «Курский трамвай», прим. Ред.). Дело пошло споро. Уже 25 мая 1897 года «Курские губернские ведомости» сообщали: «Прокладка рельс и установка столбов для электрического провода курского трамвая движется весьма поспешно. Рельсы уже проложены до Красной площади. Нам передавали, что общество «Курский трамвай» намерено изменить линию, направив её по Знаменской улице (теперь ул. Луначарского) для соединения с Херсонской, а не с начала последней. Насколько это верно — не знаем. Нельзя не заметить, что удобства сообщения по Московской улице в настоящее время стеснены. Заваленные землёй, выбираемой со средины улицы, обочины совершенно стеснили проезд экипажей, что вызывает и несчастные случаи с проезжающими, как это было 21 мая, когда извозчик вывалил седока на мостовую при встрече с ломовиком в узком месте проезда». Открытие трамвайного движения от Херсонских до Московских ворот состоялось 18 апреля 1898 года. Курск был в числе первых городов в России, в котором стал работать электрический трамвай. В Москве лишь 12 лет спустя появился трамвай. Всего было пять станций — так тогда назывались трамвайные остановки: шпили у Херсонских ворот (ныне угол улиц Дзержинского и 50 лет Октября), мост на р. Кур, (угол улиц Добролюбова и Дзержинского), городской сквер (парк имени 1 Мая), отделение Государственного банка (у магазина «Диета»), шпили у Московских ворот (у Северного рынка). В 1912 году количество остановок увеличилось до восемнадцати. Все подвижное хозяйство тогда состояло из 12-ти маленьких деревянных вагонов на 48 мест с открытыми входными площадками. 29 августа 1901 года в трамвайном депо произошла забастовка, о которой в ноябре того же года рассказала ленинская «Искра»: «В 7 час. утра около парков трамвая собрались машинисты и кондуктора (13 человек), но на работу не стали, а потребовали, чтобы к ним явился для объяснений директор трамвая. Немедленно прибыл к ним один из администраторов и первым долгом, по российскому обычаю, стал ругаться скверными словами. Недвусмысленный ропот забастовавших и внушительный кулак одного из них тотчас прекратили поток начальственной ругани; и волей-неволей начальство вынуждено было узнать, чего требуют недовольные: уменьшения рабочего времени путем увеличения числа смен, упорядочения штрафов, на которые у иных уходит за месяц чуть ли не половина жалованья, которое колеблется от 20 до 25 руб., и раздачи от «Общества трамвая» теплой одежды на зиму...» Забастовка, однако, была подавлена. На следующий день забастовщики узнали об увольнении десяти их товарищей, а кондуктор Павлов был посажен в тюрьму на три дня. В июле 1918 года трамвай в Курске перестал работать — не было электроэнергии. В июле 1924 года Курский горисполком выделил на восстановление трамвайного движения 150 тысяч рублей. Простоявшие в парке старенькие трамваи успели проржаветь. Состояние путевого хозяйства также было плачевным: многие шпалы осели, столбы покосились и подгнили. Потрудиться пришлось немало. Зато 1 октября 1924 года на главных улицах Курска вновь раздались радостные трамвайные звонки — курский трамвай возобновил работу. В 1931 году вблизи Московских шпилей был сооружен новый трамвайный парк, рассчитанный на 20 вагонов, на Красной площади построено здание подстанции, куплены 11 новых трамваев. Хозяйство, как видим, обновилось. В 1937 году в городе имелось 17 трамваев, а длина линий увеличилась до 15 километров. Скорость вагонов была мала: от вокзала до Херсонского кладбища они проходили за 40 минут. В 1941 году протяженность трамвайных путей в городе составила уже 29 километров. Центр был связан с Кировским районом и с пригородной зоной отдыха Солянка. 19 сентября 1943 года, когда после вынужденного перерыва трамвай вновь пошёл по улицам, «Курская правда» опубликовала стихотворение Ю. Лебедева: Мы ждали, как праздника, этого пуска. И вот совершилось. Садись! Езжай! Снова по всхолмленным улицам Курска Веселый и шумный проходит трамвай. В. СТЕПАНОВ. Рисунок автора.
|