Современный Курский трамвай

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная arrow Газетные публикации о курском трамва arrow Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА», 14 мая 1988 года КУРСКОМУ ТРАМВАю –90 ЛЕТ
Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА», 14 мая 1988 года КУРСКОМУ ТРАМВАю –90 ЛЕТ Версия для печати
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

«КУРСКАЯ ПРАВДА», 14 мая 1988 года

 

КУРСКОМУ ТРАМВАЮ – 90 ЛЕТ

ПО СТАЛЬНЫМ РЕЛЬСАМ

 

Сложный рельеф местности, на котором раскинулся город, заставил местные власти от­казаться от мысли об органи­зации конки. В 1895 году го­родская управа подготавли­вает с бельгийской (немецкой, прим. Ред.) фирмой «Сименс и Гальске» проект договора на устройство в Курске трамвая. Вот строки из него: «...фирма обязывает­ся в двухлетний со дня ут­верждения технического про­екта срок устроить за свой счёт и риск электрическую одноколейную железную до­рогу с воздушным проводом на деревянных столбах по Московской и Херсонской ули­цам г. Курска (ныне улицы Ленина и Дзержинского), а также по Мирной улице — от угла Московской улицы до р. Тускари и далее до Ямской железнодорожной станции, на протяжении всего 6 с по­ловиной верст, с подвижным составом и всеми принадлеж­ностями эксплуатации. Необ­ходимое для полотна дороги место городское управление должно предоставить фирме безвозмездно. ...Эксплуатация и содержание электрической дороги производится фирмой «Сименс и Гальске» за её счет. Плата за проезд по всей ли­нии или по части её в один конец не должна превышать 10 коп, с человека. Учащиеся учебных заведений платят не более 5 коп. Весь сбор с пас­сажиров идет в пользу фир­мы». (Однако утверждён был проект инженера путей сообщения И. А. Лихачёва, возглавлявшего бельгийское анонимное общество «Курский трамвай», прим. Ред.).

 Дело пошло споро. Уже 25 мая 1897 года «Курские гу­бернские ведомости» сооб­щали: «Прокладка рельс и установка столбов для элек­трического провода курского трамвая движется весьма по­спешно. Рельсы уже проложены до Красной площади. Нам передавали, что общест­во «Курский трамвай» наме­рено изменить линию, напра­вив её по Знаменской улице (теперь ул. Луначарского) для соединения с Херсонской, а не с начала последней. На­сколько это верно — не знаем. Нельзя не заметить, что удобства сообщения по Московской улице в настоящее время стеснены. Заваленные землёй, выбираемой со сре­дины улицы, обочины совер­шенно стеснили проезд эки­пажей, что вызывает и несча­стные случаи с проезжающи­ми, как это было 21 мая, ког­да извозчик вывалил седока на мостовую при встрече с ломовиком в узком месте проезда».

Открытие трамвайного дви­жения от Херсонских до Мо­сковских ворот состоялось 18 апреля 1898 года. Курск был в числе первых городов в России, в котором стал рабо­тать электрический трамвай. В Москве лишь 12 лет спу­стя появился трамвай. Всего было пять станций — так тог­да назывались трамвайные остановки: шпили у Херсонских ворот (ныне угол улиц Дзержинского и 50 лет Ок­тября), мост на р. Кур, (угол улиц Добролюбова и Дзер­жинского), городской сквер (парк имени 1 Мая), отделение Государственного банка (у магазина «Диета»), шпили у Московских ворот (у Се­верного рынка). В 1912 году количество остановок увели­чилось до восемнадцати. Все подвижное хозяйство тогда состояло из 12-ти маленьких деревянных вагонов на 48 мест с открытыми входными площадками.

29 августа 1901 года в трамвайном депо произошла забастовка, о которой в ноябре того же года рассказала ленинская «Искра»: «В 7 час. утра около парков трамвая собрались машинисты и кондуктора (13 человек), но на работу не стали, а потребовали, чтобы к ним явился для объяснений директор трамвая. Немедленно прибыл к ним один из администраторов и первым долгом, по российско­му обычаю, стал ругаться скверными словами. Недвус­мысленный ропот забастовав­ших и внушительный кулак одного из них тотчас прекра­тили поток начальственной ру­гани; и волей-неволей началь­ство вынуждено было узнать, чего требуют недовольные: уменьшения рабочего времени путем увеличения числа смен, упорядочения штрафов, на которые у иных уходит за месяц чуть ли не половина жалованья, которое колеблет­ся от 20 до 25 руб., и разда­чи от «Общества трамвая» теплой одежды на зиму...» Забастовка, однако, была подавлена. На следующий день забастовщики узнали об увольнении десяти их товари­щей, а кондуктор Павлов был посажен в тюрьму на три дня.

В июле 1918 года трамвай в Курске перестал работать — не было электроэнергии. В июле 1924 года Курский гор­исполком выделил на восста­новление трамвайного движения 150 тысяч рублей. Про­стоявшие в парке старенькие трамваи успели проржаветь. Состояние путевого хозяйст­ва также было плачевным: многие шпалы осели, столбы покосились и подгнили. По­трудиться пришлось немало. Зато 1 октября 1924 года на главных улицах Курска вновь раздались радостные трам­вайные звонки — курский трамвай возобновил работу.

В 1931 году вблизи Москов­ских шпилей был сооружен новый трамвайный парк, рас­считанный на 20 вагонов, на Красной площади построено здание подстанции, куплены 11 новых трамваев. Хозяйство, как видим, обновилось. В 1937 году в городе имелось 17 трамваев, а длина линий уве­личилась до 15 километров. Скорость вагонов была мала: от вокзала до Херсонского кладбища они проходили за 40 минут. В 1941 году протя­женность трамвайных путей в городе составила уже 29 ки­лометров. Центр был связан с Кировским районом и с при­городной зоной отдыха Со­лянка.

19 сентября 1943 года, ког­да после вынужденного перерыва трамвай вновь пошёл по улицам, «Курская правда» опубликовала стихотворение Ю. Лебедева:

 

 

Мы ждали, как праздника,

этого пуска.

И вот совершилось.

Садись!

Езжай!

Снова по всхолмленным

улицам Курска

Веселый и шумный проходит трамвай.

 

В. СТЕПАНОВ.

Рисунок автора.

 
< Пред.   След. >
   Городской электротранспорт бывшего СССР
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2024
Заведующий музеем: trammuzeumkursk@mail.ru
Поддержка веб-сайта: webmaster@kursk-museum.net.ru V: 0.032496