«КУРСКАЯ ПРАВДА», 26 декабря 1985 года ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО ИДЕТ ТРАМВАЙ ПО ГОРОДУ... Впервые увидела её на портрете в галерее передовиков Южного трамвайного депо. На меня смотрела чистыми спокойными глазами простая русская женщина. Внизу подпись: Родионова Анна Константиновна. Потому сразу узнала Анну Константиновну при встрече. Она удивилась, услышав о цели моего прихода: «Обо мне писать, потому что хорошо работаю? Так что же в этом особенного?» Потом всё же разговорились, с волнением вспоминала Родионова свою молодость, первые рабочие шаги. ...Бежит трамвай по рельсам. Аня смотрит из окна вагона на плывущие мимо дома, кинотеатры, заводы, новостройки, стараясь всё получше запомнить. В такие минуты вспоминается ей щигровское село Знаменка: луга с душистым разнотравьем, светлая тропинка от родного дома до колхозного поля, куда она ранней зорькой ходила на работу. С детства умела пахать, сеять, косить, печь вкусный крестьянский хлеб. Но воспоминания эти короткие. В вагоне много людей — одни выходят, другие входят. Все куда-то спешат, торопятся. И в этом движении Аня ощущает ритм жизни большого города. Так начинались её трудовые будни после окончания курсов кондукторов той далекой весной, 31 год тому назад. Работа кондуктора была немудрёная: снуёшь с сумкой между пассажирами взад-вперед по вагону, принимаешь от них деньги, выдаёшь билеты, объявляешь остановки. Пройдет немного времени, и она всё чаще станет задумываться: «Что же это я, молодая, сильная, так и буду ходить с сумкой по вагону?» Захотелось научиться самой водить трамвай. «А смогу ли, не сробею, ведь ответственность-то какая? — идя со смены, задавала себе вопросы и тут же успокаивала: — Не боги горшки обжигают, другие ведь могут, а я чем хуже?» Итак, решилась. Училась, радовалась первым удачам и с каждым днем, с каждым рейсом чувствовала себя увереннее, спокойнее. За три месяца освоила новую профессию. Конечно, мастерство пришло не сразу и не само собой. Пройдут годы, лишь потом будут победы, награды, почет. Но с первого часа самостоятельной работы не было и тени равнодушия, всё выполняла точно, чётко. Досрочно присвоили ей 2-й класс, а вскоре и 1-й. Восстанавливая в памяти всё, что тогда чувствовала, Анна Константиновна улыбается, молодеет: — «Считала свою работу романтичной. Ведёшь вагон — кругом широкий обзор, радостно стучит сердце: нравится, что трамвай беспрекословно подчиняется рукам. И с гордостью думаешь о том, что сотни людей благодаря тебе без опозданий приезжают на работу, к поезду, домой...» Многие помнят те трамваи. Они с грохотом и скрипом проносились по улицам. Зимой не отапливались, окна изнутри покрывались толстым слоем льда. Водитель всю смену работал стоя: так была устроена система управления. Всё это было. И потому с особым чувством Анна Константиновна говорит о больших переменах в депо: —«Сейчас трамваи и красивы, и комфортны, и условия работы совсем иные. Поэтому нас, «старых» водителей, порой огорчает и возмущает, как это некоторые из молодых умудряются опаздывать, недобросовестно относиться к своим обязанностям. Сделаешь замечание, а в ответ: «Что сравниваете, то было одно время, сейчас — другое». Да, сейчас время другое. И жить, и работать стало легче, но зато и спрос с каждого больший. От нашей надёжности, от того, как будем трудиться, зависит будущее, а главное — мир на земле. Ради этого и надо трудиться, не жалея себя». Став членом ленинской партии, А. К. Родионова ещё больше предъявляла требований к себе, к людям. Её рабочее место было не только в кабине трамвая. Как член партбюро Южного трамвайного депо добросовестно выполняла все партийные поручения, проводила воспитательную работу среди молодёжи в качестве наставника. Одновременно повышала и своё мастерство. Кроме всего, была неизменной участницей художественной самодеятельности деповцев. ...Тогда она и не подозревала, какой тяжестью обрушится на неё беда: схоронила мужа — отца двоих малолетних детей. Как быть? В депо пошли навстречу — освободили от работы в ночное время. А ранние утренние смены? Вставала до рассвета, будила, одевала детей, полуторагодовалую Людочку и пятилетнего Олежку, относила одного в ясли, другого в садик. И бегом в депо. — «После смены приведу детей домой, а сама падаю на постель, как сноп. Бывало, закрою глаза, и всё равно вижу дорогу, рельсы...» ...Бежит трамвай по рельсам, улетают все печали и тревоги: надо быть предельно сосредоточенной, внимательно следить за пешеходами, дорогой, перекрёстками, контактной сетью. Самое главное, не задержать движение, не выбиться из графика. Даже при неисправностях надо всеми возможными средствами отбуксировать вагон в депо, чтобы не помешать идущим следом, не создать «пробку». Анна Константиновна старалась не допускать ни малейшего сбоя: коммунист-наставник должен быть примером для всех. Более двадцати стажёров прошли её добрую школу. За успехи в труде и общественной жизни А. К. Родионова была удостоена высоких наград — орденов Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, а потом и «чисто водительской» награды — знака 2-й степени «300 000 километров без аварий». Бережно хранит она грамоты, знаки: ударника пятилетки, победителя соревнования... В депо — бригадная организация труда. Закон прост: работают на единый наряд, по принципу: один — за всех, все — за одного. Это побуждает каждого совершенствовать своё умение, быть заинтересованным в результатах работы всей бригады. Да и дружба укрепилась. Отсюда и успехи. Бригада, в которой трудится Анна Константиновна, не раз занимала призовые места в соцсоревновании. Техника редко подводит, обслуживают её опытные, умелые слесари М. П. Ерохин, А. С. Конорев, А. П. Сафронов. Но, миновав ворота трамвайного депо, водитель работает уже в одиночку. И от его опыта, стараний зависит, вложится ли он в график, сработает ли без аварий, нарушений, сохранит ли в исправности вагон, да и, что не менее важно, проявит ли к пассажирам чуткость, внимание. Вот из этих слагаемых каждого водителя зависит общий успех — и бригады, и всего депо. А. К. Родионова свои личные обязательства выполняет с честью. Нынешнюю, одиннадцатую пятилетку закончила к 7 ноября в прошлом году и с тех пор работает уже в счет будущей, двенадцатой. Хороший подарок XXVII съезду партии! Летом проводился слёт передовиков Ленинского района. В нём участвовала и Анна Константиновна. Приятной наградой была поездка в братскую Болгарию по бесплатной путёвке. — «Сейчас Родионова — профгрупорг в своей бригаде, — говорит начальник Южного трамвайного депо Н. А. Беляев. — В работе всегда первая, постоянно выполняет план на 135 процентов. Дорожит честью предприятия». ...Идут годы. Выросли дети. Они рядом с ней — помощники. Ей светло и надежно с ними. Может быть, и в этом источник её сил. Т. ПАЗИНИЧ.
|