«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», 20 февраля 1982 года. Твой молодой современник ПРОФЕССИЯ ИЗ ДЕТСТВА Это была самая короткая командировка в моей журналистской практике. В областном комитете защиты мира одним из постоянных вкладчиков в Советский фонд мира назвали молодого водителя трамвая Валерия Баженова. В трамвайно - троллейбусном управлении я узнал график его работы, в назначенный час вышел на остановку прямо напротив редакции и, завидев вагон с нужным номером, постучался в стеклянную дверь... Пусть простят меня ревизоры из службы безопасности движения, иначе им пришлось бы отобрать все три цветные вкладыша в книжке водителя: за нарушение сразу нескольких незыблемых правил. Перво-наперво впустил в кабину постороннего. Тот отвлекал его досужими вопросами. Баженов же на них подробно отвечал и рассказал много такого, что наверняка будет интересно узнать тысячам других горожан, которые по несколько раз на день пользуются трамваем. «МНОГОУВАЖАЕМЫЙ ВАГОНОУВАЖАТЫЙ» — А так ли уважаема профессия водителя трамвая? спросил я Баженова. — Говорят, на белом свете насчитывается тридцать тысяч различных профессий. В современной иерархии престижных специальностей твоя вряд ли войдет в первую десятку... — Судя по тому, что водителей трамваев не хватает, это так. Но, в конце концов, всякое сравнение хромает: шофер когда-то был в таком же почёте, как позже — летчики, а нынче — космонавты. Помню, на курсах в Северном депо всегда старались урвать друг у друга лишнее время практики. А инструктор осаживал: «Угомонитесь вы, еще надоест!» Так вот, за все время работы — без малого три года — я ни разу не вышел на смену без настроения. Не надоело. Потому что нравится мне эта работа, моя специальность. - А не случалось слышать: «Не мужское это дело: по накатанным рельсам кататься. Вот БелАЗ с рудой водить — это да!» — Приходилось, и не раз. Что могу сказать: в наших депо на каждые сто водителей — лишь один представитель сильного пола. А между тем эта, с виду легкая профессия, требует недюжинной силы и выносливости, ведь работаем с утра и до глубокой ночи. И что греха таить, мы в более выгодном положении, чем наши милые женщины. На них хозяйство, семьи, дети. Впрочем, все могут уставать... На этот случай предусмотрена в кабине рядом с тормозом педаль безопасности. Отрегулирована она так, что стоит водителю уснуть или, скажем, потерять сознание, как трамвай останавливается. С этими словами водитель лишь чуть-чуть ослабил ногу на педали — и тут же мы словно упёрлись в невидимую стену. Завизжали тормозные колодки, заскрежетали колёса по рельсам, и трамвай встал, как вкопанный. Дело было на пустынном перегоне к «Химволокно», в салонах — ни души, поэтому — никто не пострадал. — Спасибо, — сказал Я, потирая шишку на лбу. — Очень доходчиво. — ...Что же касается первой чести вопроса, - перешёл Баженов на серьезный лад, — то не так уж рельсы гладки... УХАБЫ НА РЕЛЬСАХ — Как ты думаешь, с какой средней скоростью мы водим наши «экспрессы»? — продолжал он. — Ну, ...километров тридцать, — наугад брякнул я, припомнив, как томительно медленно тянется порой трамвай. Особенно когда спешишь. — Тринадцать! А кое-где вообще ползем, как черепахи. Например, спуск от Южной автостанции до вашей редакции положено преодолевать за девять минут, делая по пути две остановки. Добро, когда скорость ограничивается из соображений безопасности, но иногда спотыкаешься на ровном месте или, того хуже, свои же коллеги начинают палки в колеса вставлять... - ? — Поясню. Это только в геометрии Евклида параллельные нигде не пересекаются. В жизни же встречаются. Те же трамвайные рельсы. На перекрестках. Там, где стоят трамвайные стрелки. Наверное, не раз наблюдали картину: на полном ходу трамвай тормозит у развилки, выскакивает водитель с ломиком и двигает стрелку в нужную сторону. А между тем в современном трамвае, нажимая кнопку, можно переводить стрелку прямо из кабины. Не простую, конечно, автоматическую. У нас недавно оборудовали две. Только ни одна не работает. По моим же подсчетам, на город надо пять-шесть автоматических стрелок. Мы же по-прежнему двигаем их вручную. Медленно, неудобно, опасно. Сколько раз из-за этого трамваи пересчитывали шпалы! — Что же, стрелочник виноват в том, что часто тормозит трамвай! — Не только. Ещё — трамвайные абонементы. АБОНЕМЕНТНЫЕ МОМЕНТЫ ...Да, да, те самые прокомпостированные свидетельства честности пассажиров. В автобусах и троллейбусах водители давно уже их не продают. Мотивы: за те несколько секунд, что водитель занимается продажей, транспорт по сути дела неуправляем. У нас же, посчитали, руки свободны, значит, можно оставить, хотя в управлении лежит письмо за подписью 180 человек с просьбой: освободите, ради бога, от этой нагрузки, — иначе не назовешь. План продажи абонементов — составная часть итога месячной работы водителя. Перевыполнение поощряется, невыполнение бьет по карману. Дело доходит до того, что в конце месяца, чтобы выполнить план и получить премию, некоторые берут про запас десятки пачек и вместо выручки сдают в кассу собственные деньги. Потом распродают их, а выручку кладут в карман. Водители остаются при своих интересах, проигрывает только государство. А сколько из-за этих треклятых бумажек возникает ссор и конфликтов! Вот, кстати, смотри... Мы спускались по улице Дзержинского к центральному рынку. Наперерез на всех парах нёсся другой трамвай и, несмотря на отчаянные звонки Баженова («сбиваюсь с графика!»), дороги нам не уступил. Первым подскочил к многолюдной остановке и «тянул», как говорят трамвайщики, всю дальнейшую дорогу. Мы же плелись сзади, пассажиров было мало, абонементы шли плохо... Что поделаешь: на трамвае не обгонишь, — рельсы в два ряда, не то, что МОРСКИЕ МЕДЛЕННЫЕ ВОЛНЫ... В разговоре Баженова то и дело всплывали морские словечки и термины. Я не преминул поинтересоваться: откуда? — О людях, которые нашли свое призвание, говорят, что они мечтали об этой профессии с детства. Я же, кажется, с пеленок мечтал... о море. И добился-таки своего: окончил Одесскую мореходку, ходил рулевым на пассажирском судне Мурманского пароходства. А потом - списали на берег... Можно было бы переучиться на механика, но я, как хороший моряк, мечтал, в конце концов, стать капитаном, а из трюма на мостик не выбраться. Так в расцвете сил оказался не мели, без сухопутной специальности... Помогло юношеское увлечение: стал работать в многотиражной газете фотографом. А однажды увидел объявление и вот… стал трамвайным капитаном! — с неуловимой горечью скаламбурил он. — Странная ирония судьбы: жили мы раньше рядом с депо, и пацанами, помню, часто играли в вагоновожатых. Так что корни привязанности к трамваю все-таки в детстве. Нравится мне эта работа: все время разные дороги, люди. У неё есть, например, свой Звездный маршрут: 108 минут занимает поездка туда и обратно. Гагарин за это время уже земной шар облетел. Очень интересно наблюдать за просыпающимся или вечерним Курском. По опыту даже могу сказать; что идет вечером по телевизору: когда недавно показывали «Семнадцать мгновений весны», город словно вымирал, все следили за хитроумными комбинациями Штирлица. Только мы, водители, не всегда смотрим фильмы: жесткий, скользящий график работы, выходные дни среди недели. Но отдыхать привыкли активно. Я, например, не оставляю увлечений фотографией и велоспортом. Третье лето подряд участвую в самодеятельных велопробегах. В 1979 году: Курск — Москва. В олимпийский год от пограничного селения Леушаны до 1980 километра, что в Тульской области. Наконец, прошлым летом проехали всю трассу Олимпийского огня. Сейчас планируем махнуть в Таллинн. Жаль только, что в этих пробегах от нашей области участвовал только я. Остальные ребята из Орла и Тулы. Наш же спорткомитет инициативу не поддерживает. И это в Курске, на родине олимпийского чемпиона Чаплыгина! ОТСТУПЛЕНИЕ АВТОРА Как же так? — спросит озадаченный читатель, — все о нём да о нём, о проблемах городского транспорта и спорта... А когда же по теме разговор? А это и есть наша тема - рассказать об одном человеке из целой когорты постоянно помогающих делу мира на земле. Вы уже поняли, что Валерий Баженов — человек неравнодушный, любящий везде и во всем порядок и справедливость. Теперь легче объяснить, почему три года назад он пришёл к мысли: каждый месяц отчислять из своей зарплаты по десять рублей в Советский фонд мира. Началось все с небольшой заметки в областной газете, где рассказывалось о бедственном положении детей в одной из слаборазвитых стран. У Баженова недавно родилась дочь и, как это сейчас принято, он застраховал её до совершеннолетия. Тогда и решил: «Для моей дочурки - это просто богатый подарок, а её сверстница за рубежом проживёт это время без игрушек, книг. Если проживёт вообще... От меня не убудет, а кому-то помогу...» Друзья-товарищи подумали: «Блажит Баженов!». Но тот принёс целую кипу литературы, рассказал о целях и задачах фонда, стал председателем первичной организаций комитета защиты мира — и зауважали его ещё больше. Когда недавно в трамвайно - троллейбусном управлении решили собирать средства в Фонд мира — откликнулись все. Но этого мало, считает Баженов. Хорошо бы хоть раз в году, например, 1 июня, в День защиты детей, всем курянам отработать смену безвозмездно. Как вы думаете? ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС Час пик. Суета, нервозность, спешка… Надо сказать: во время нашей беседы Валерий не забывал объявить остановки, предупредить об осторожности на улице. Говорят, на привокзальном маршруте он даже подробно рассказывает о всех достопримечательностях города. Все верно: если театр начинается с вешалки, то город, наверное, с трамвая. И ни разу не припомнил набившую оскомину фразу о неизбежной расплате за безбилетный проезд... Зато сейчас каждое объявление на остановке он заканчивал словами: — Хорошего вам отдыха, товарищи! И уставшие после работы, озабоченные люди распрямляли плечи, разглаживали лица улыбками. В кабину заглянул седой мужчина. — И тебе счастливого пути, сынок! В. ПИЩУЯИН.
|