Современный Курский трамвай

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная arrow Газетные публикации о курском трамва arrow Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА» » 28 октября 1977 года. А НАЧИНАЛОСЬ ТАК
Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА» » 28 октября 1977 года. А НАЧИНАЛОСЬ ТАК Версия для печати
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 

«КУРСКАЯ ПРАВДА», 28 октября 1977 года.

 

А НАЧИНАЛОСЬ ТАК 

 

 

Началом электрификации Курской области следует счи­тать последнее десятилетие девятнадцатого столетия (1890 —1900 годы). Курск этого периода был, в основном, торговым центром с небольшими кустарными предприятиями частного ха­рактера как русского, так и иностранного капитала.

В 1896 году городская управа после долгих размыш­лений и под давлением го­рожан решила, наконец, строить трамвай по двум главным улицам — Москов­ской и Херсонской (ул. Ле­нина и ул. Дзержинского). Договор на строительство и эксплуатацию трамвая был заключен с бельгийским ак­ционерным обществом, правление которого находилось в Брюсселе. В Курск были на­правлены директор строительства, инженеры и небольшая группа служащих-бельгийцев.

Выполняли работу местные слесари, токари, электрики и ведущие мастера. Некоторые из них, как В. Домбровский, М. Зюбан, И. Разиньков и ряд других, были прекрасными специалистами и знатоками своего дела. Но получали они за такую же работу значительно меньшую плату, чем бельгийцы, да и не име­ли таких условий и привиле­гий.

18 апреля 1898 года в Курске открылось трамвайное движение. Для его электроснабжения были построены электростанции на улицах Н. Набережной и Херсонской (теперь здание центральной бани). Были установлены агрегаты из паровых машин и генераторов постоянного тока мощностью 250 — 300 киловатт и напряжением 460/230 вольт. Провода на линии были медные и большого сече­ния. Но и при этом потери напряжения и мощности в них были в два - три раза больше существующих сейчас норм и допусков.

В 1901 году акционерное общество «Курский трамвай» подключило к электростанции светоточки наружного освещения и ряд частных абонен­тов центрального района города. В это время годовая выработка электроэнергии составляла в городе 200 - 250 тысяч киловатт-часов, что равняется примерно часовой выработке энергии нашей ТЭЦ -1. Ни мощности, ни энергии уже не хватало. Правление установило на электростанции кислотные аккумуляторы-«накопители». Это было громоздкое сооружение. Воздух вокруг пропитан парами кис­лоты. Попадая сюда, человек сразу начинал кашлять. Обслуживал эту установку один человек. Я знал работника аккумуляторного зала М. Кузнецова, проработавшего с аккумуля­торами много нет. Он почти полностью потерял зубы. Хозяев это, естественно, не заботило. Бельгийцам-акционерам нужны были прибыли, и о здоровье русских рабочих они, конечно, не думали.

Тогда же появились неболь­шие энергетические установ­ки на ремонтном и кожевенном заводах. Мощность их была не более 100 — 120 ки­ловатт. В 1908—1910 годах харьков­ское отделение фирмы «Отто-Дейц» установило в горо­дах Рьльске и Судже газоге­нераторы мощностью в 100 - 250 лошадиных сил. Во Льгове, Дмитриеве и Щиграх так­же появляются небольшие энергетические установки. Они, как правило, работали только в вечернее время. Электроустановки на сахар­ных заводах использовались только в период сезона. Всего в области до Великой Октябрьской социалистической революции работало два­дцать-тридцать электроуста­новок общей мощностью до двух тысяч киловатт и выра­боткой энергии не более двух миллионов киловатт-часов.

В 1918 году директор акционерного общества «Курский трамвай» собрал рабо­чих и предложил демонтиро­вать троллейный провод, рельсы и подвижной состав. Старый большевик И. Разиньков, выражая общее мнение рабочих, сказал, что демонтажа куряне не допустят. Трамвайная линия будет восстановлена для трудящихся. Напыщенный бельгиец, пре­зрительно улыбнувшись, сказал, что, скорее у него на ладони вырастут волосы, чем в Курске без бельгийских специалистов пойдет трамвай. Неизвестно, что случилось с ладонями этого господина, но трудящиеся Курска восстановили электростанцию и трамвайное движение без бельгийских акционеров.

«Водосвет» - так называли трудящиеся новую организацию, объединившую хозяйства электростанции, водопровода и трамвая. В восстановлении и налаживании их участвовали не только специалисты этих организаций, но и трудящиеся всего города.

ТИМОНОВ,

инженер-электрик

 
< Пред.   След. >
   Городской электротранспорт бывшего СССР
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2024
Заведующий музеем: trammuzeumkursk@mail.ru
Поддержка веб-сайта: webmaster@kursk-museum.net.ru V: 0.010275