«КУРСКАЯ ПРАВДА», 28 октября 1977 года. А НАЧИНАЛОСЬ ТАК Началом электрификации Курской области следует считать последнее десятилетие девятнадцатого столетия (1890 —1900 годы). Курск этого периода был, в основном, торговым центром с небольшими кустарными предприятиями частного характера как русского, так и иностранного капитала. В 1896 году городская управа после долгих размышлений и под давлением горожан решила, наконец, строить трамвай по двум главным улицам — Московской и Херсонской (ул. Ленина и ул. Дзержинского). Договор на строительство и эксплуатацию трамвая был заключен с бельгийским акционерным обществом, правление которого находилось в Брюсселе. В Курск были направлены директор строительства, инженеры и небольшая группа служащих-бельгийцев. Выполняли работу местные слесари, токари, электрики и ведущие мастера. Некоторые из них, как В. Домбровский, М. Зюбан, И. Разиньков и ряд других, были прекрасными специалистами и знатоками своего дела. Но получали они за такую же работу значительно меньшую плату, чем бельгийцы, да и не имели таких условий и привилегий. 18 апреля 1898 года в Курске открылось трамвайное движение. Для его электроснабжения были построены электростанции на улицах Н. Набережной и Херсонской (теперь здание центральной бани). Были установлены агрегаты из паровых машин и генераторов постоянного тока мощностью 250 — 300 киловатт и напряжением 460/230 вольт. Провода на линии были медные и большого сечения. Но и при этом потери напряжения и мощности в них были в два - три раза больше существующих сейчас норм и допусков. В 1901 году акционерное общество «Курский трамвай» подключило к электростанции светоточки наружного освещения и ряд частных абонентов центрального района города. В это время годовая выработка электроэнергии составляла в городе 200 - 250 тысяч киловатт-часов, что равняется примерно часовой выработке энергии нашей ТЭЦ -1. Ни мощности, ни энергии уже не хватало. Правление установило на электростанции кислотные аккумуляторы-«накопители». Это было громоздкое сооружение. Воздух вокруг пропитан парами кислоты. Попадая сюда, человек сразу начинал кашлять. Обслуживал эту установку один человек. Я знал работника аккумуляторного зала М. Кузнецова, проработавшего с аккумуляторами много нет. Он почти полностью потерял зубы. Хозяев это, естественно, не заботило. Бельгийцам-акционерам нужны были прибыли, и о здоровье русских рабочих они, конечно, не думали. Тогда же появились небольшие энергетические установки на ремонтном и кожевенном заводах. Мощность их была не более 100 — 120 киловатт. В 1908—1910 годах харьковское отделение фирмы «Отто-Дейц» установило в городах Рьльске и Судже газогенераторы мощностью в 100 - 250 лошадиных сил. Во Льгове, Дмитриеве и Щиграх также появляются небольшие энергетические установки. Они, как правило, работали только в вечернее время. Электроустановки на сахарных заводах использовались только в период сезона. Всего в области до Великой Октябрьской социалистической революции работало двадцать-тридцать электроустановок общей мощностью до двух тысяч киловатт и выработкой энергии не более двух миллионов киловатт-часов. В 1918 году директор акционерного общества «Курский трамвай» собрал рабочих и предложил демонтировать троллейный провод, рельсы и подвижной состав. Старый большевик И. Разиньков, выражая общее мнение рабочих, сказал, что демонтажа куряне не допустят. Трамвайная линия будет восстановлена для трудящихся. Напыщенный бельгиец, презрительно улыбнувшись, сказал, что, скорее у него на ладони вырастут волосы, чем в Курске без бельгийских специалистов пойдет трамвай. Неизвестно, что случилось с ладонями этого господина, но трудящиеся Курска восстановили электростанцию и трамвайное движение без бельгийских акционеров. «Водосвет» - так называли трудящиеся новую организацию, объединившую хозяйства электростанции, водопровода и трамвая. В восстановлении и налаживании их участвовали не только специалисты этих организаций, но и трудящиеся всего города. ТИМОНОВ, инженер-электрик
|