«КУРСКАЯ ПРАВДА», 8 сентября 1966 года. РАССКАЗЫ О КОММУНИСТАХ НА ЛИНИИ ВАГОН № 115 Один и тот же путь: от вокзала до автостанции и обратно. Если день погожий и солнце светит вовсю, споро работается водителю трамвайного вагона. Труднее осенью, когда дождь хлещет в стекло, ветер крутит перед глазами охапки сухих листьев... Пристально вглядывается вдаль водитель, рука чутко воспринимает вибрирующую дрожь трамвая. Один и тот же путь неизбежно навевает самые разные мысли, воспоминания — радостные и грустные. Как уж придётся. Есть что вспомнить и о чём подумать водителю Евдокии Ефремовне Пёнышкиной. Необычен её путь к этой профессии. В прошлом она — актриса кукольного театра. Но влекла её техника. И вот теперь она — водитель. Трижды награждалась значком облкомхоза, а затем и значком Министерства коммунального хозяйства за безаварийный пробег сначала ста, потом двухсот, трехсот тысяч километров. Кстати, значок за пятьсот тысяч километров безаварийного пробега имеет в Курском управлении трамвая только одна Груша Берлизева — старейший водитель. Сейчас Евдокия Пёнышкина не только водитель первого класса, ударник коммунистического труда, но и начальник маршрута. В её ведении около ста человек. Это — диспетчеры, водители вагонов, кондукторы, ревизоры. А ведь одно время в силах Дуси Пёнышкиной сомневались. Говорили, когда она, работая кондуктором, просилась на курсы: — «Ну, какой она водитель? Ростом не вышла». Возмужала с тех пор Пёнышкина на своей работе. Сомневались позднее и в том, сможет ли она руководить маршрутом. Но и здесь у неё получилось хорошо. Сумела наладить борьбу за график и план. Строго спросит за малейшие нарушения. А если приходится разбирать так называемые конфликтные дела, вникнет глубоко, выскажется с большим тактом. Коллектив маршрута борется за право носить высокое звание коммунистического. С первых дней стала помогать новому начальнику парторг маршрута Надя Беседина. Это она подсказала, как надо работать с людьми, чтобы дисциплина была на высоте, чтобы люди относились к руководителю с полным доверием. Главную задачу коммунист Пёнышкина видит в культуре обслуживания пассажиров. Мне рассказывали об одной её беседе с кондуктором, на которого поступила жалоба за грубость. — «Слышала ли ты поговорку», обратилась к ней Пёнышкина. — «Груб, как трамвайный кондуктор? А почему она родилась? Потому что среди вас, действительно, есть невоздержанные на язык люди. Ну, что у тебя там вышло?» Провинившаяся с досадой начала рассказывать: — « Да как же удержаться! Понимаешь, замечаю, раз едет без билета, другой. И все один и тот же. Да ещё навеселе. Я и говорю: «На водку денег нашёл, а трех копеек на билет нет?» А он мне: «Чего пристаешь? Не на твои пью». Слово за слово. А тут еще старушка одна. Деньги в кулаке зажала и помалкивает. Мол, если спросят, отдам, а нет — я так проеду. Ну, я и её зацепила...» — «Вообще-то ты правильно поступала, да ведь смотря каким тоном с людьми разговаривать». Это очень важно. Сама Евдокия Ефремовна, работая вот уже почти десять лет, не имела ни одной жалобы от пассажиров. А благодарности были. Больше устные, конечно. Ведь тому, кто едет в трамвае, обычно недосуг за перо и бумагу браться. Пёнышкина вместе е кондуктором следит за посадкой. Видит: бежит человек со всех ног к остановке. Добежал, а двери трамвая уже закрылись. И вдруг они распахиваются перед ним. Всего две — три секунды задержки, а у запаздывающего человека тепло становится на душе. «Спасибо», — говорит он предупредительному водителю. Трамвай идет вперёд. Матово поблескивают рельсы. Скоро конец смены и начало домашних забот и дел. У Евдокии Ефремовны двое детей. Старшая Аня учится в десятом, младшая Оля – во втором. Но книги и тетради лежат на столе и перед матерью. После почти двадцатилетнего перерыва взялась учиться. Сейчас она в девятом классе. - «Иначе нельзя. Техника шагает вперёд, вот-вот отстанешь. – Учусь. И, честное слово, радуюсь хорошей отметке не меньше, чем мои дочки». В. СЕРГЕЕВА.
|