«КУРСКАЯ ПРАВДА», 24 мая 1966 года. И ПОШЁЛ ТРАМВАЙ! Трудно представить Курск без трамвая. Огромное и очень нужное дело выполняет он — перевозит за день более 200 тысяч пассажиров. Протяжённость линий — 60 километров. Беспрерывно несут вахту 200 вожатых, кондукторов, инженеров, техников, рабочих. Но все ли знают, как много сил затратили люди, чтобы в Курске был трамвай, чтобы он бесперебойно действовал? 20 сентября 1895 года городская управа заключила с бельгийской фирмой договор о строительстве трамвая и электростанции в Курске. Фирма обязалась в течение двух лет построить электрическую одноколейную дорогу по Московской и Херсонской улицам, а также по Мирной — от угла Московской до реки Тускарь и далее до Ямской железнодорожной станции — около 6,5 версты. Плата за проезд — 10 копеек. В установленный срок фирма не уложилась. Только 18 апреля 1898 года по центру города прогромыхал первый трамвай. Но по Мирной улице к вокзалу линию так и не провели — силёнок не хватило. В 1900 году зажглись электрические фонари на Московской и Херсонской улицах. Вечером по булыжным мостовым двигаться стало безопаснее. Условия труда трамвайщиков были очень тяжёлыми. Не случайно рабочие в августе 1901 года объявили забастовку. Это была первая забастовка в Курске, о которой узнал за границей В. И. Ленин. В ленинской «Искре» о ней рассказано так: «В 7 часов утра около парков трамвая собрались машинисты и кондукторы (около 13 человек), но на работу не стали, а потребовали, чтобы к ним явился для объяснений директор трамвая. Немедленно прибыл к ним один из администраторов и первым долгом стал ругаться скверными словами. Недвусмысленный ропот забастовавших и внушительный кулак одного из них тотчас прекратили поток начальственной ругани; и волей-неволей начальство вынуждено было узнать, чего требуют недовольные: уменьшения рабочего времени путём увеличения числа смен, упорядочения штрафов, на которые у иных выходит за месяц чуть ли не половина жалования и раздачи от «Общества трамвая» теплой одежды на зиму. Тем временем к месту «бунта» прибыл полицмейстер Стеткевич во главе отряда приставов и городовых, человек в 18, и само собой тотчас же принялся «усмирять». Забастовщиков увели в часть, где арестовали «зачинщика», кондуктора Павлова. Десять человек были уволены с работы. Так закончилась эта забастовка. До революции в Курске было всего 12 плохо оборудованных вагонов, а на линию выходило 8—9. На электростанции — три паровые одноцилиндровые машины по 190 лошадиных сил. Все хозяйство обслуживало 40 человек. В июле 1918 года трамвай стал — не было электроэнергии. Но бельгийцы уезжать не собирались. И только в 1919 году, после изгнания деникинцев, они убедились, что в России буржуи не удержатся, надо бежать. Спешно упаковывали вещи, документацию, а трамвайное хозяйство хотели разрушить. Директор трамвая Бернар вызвал рабочих и стал давать «указания»: трамвайную линию разобрать, чтобы не мешала ходить, а провода снять, так как с подгнивших столбов они, дескать, могут упасть. Вагоны приказал разобрать, моторы упаковать и отправить за границу. Рабочие запротестовали. Коварный замысел был сорван. Вскоре бельгийцы уехали, а в трампарке избрали правление, председателем которого стал В. В. Домбровский. В городе всё было разрушено, стояли заводы и фабрики, народ голодал, свирепствовал тиф. Но трамвайщики поддерживали работу электростанции, сохраняли парк, а затем стали и восстанавливать его. В июне 1924 года губисполкомом на восстановление трамвайного движения в городе было выделено 150 тысяч рублей. Маленький коллектив: И. Желудков, В. Домбровский, Н. Беляев представленные на публикуемой фотографии слесари Я. Круль, И. Разиньков, столяр И. Соласенко, токарь И. Яковлев, молотобоец П. Реутов, Я. Пахомов, токари С. Канищев, С. Сошников и другие подготовили парк к пуску. В день праздника 7 ноября вышел на линию первый трамвай. Пробный торжественный рейс открыли рабочие вместе с первым директором трампарка И. И. Разиньковым. Ликующие куряне радовались первой победе по восстановлению разрушенного хозяйства. Трамвайное хозяйство росло. Старый трампарк у Херсонских ворот стал тесен. В мае 1929 года был заложен новый трампарк у Московских ворот, а к празднику Октября 1930 года сдали его первую очередь. Трамвай стал самым массовым видом транспорта. Ф. ЛОКТИОНОВ, общественный корреспондент «Курской правды».
|