Современный Курский трамвай

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная arrow Газетные публикации о курском трамва arrow Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА» 21 сентября 1957 года.К 40-л КУРСКИЙ ТРАМВАЙ
Газета «КУРСКАЯ ПРАВДА» 21 сентября 1957 года.К 40-л КУРСКИЙ ТРАМВАЙ Версия для печати
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

«КУРСКАЯ ПРАВДА», 21 сентября 1957 года.

 

К 40-летию Октября.

КУРСКИЙ ТРАМВАЙ

Курскому трамваю скоро испол­нится 60 лет. Как и все фабрики и заводы и сооружения коммунально­го хозяйства, он принадлежал капиталистам, в частности акционерно­му обществу, главную роль в кото­ром играл иностранный, бельгийский капитал. С ведома городской думы срок концессии на эксплуатацию трамвая был определен по договору на 49 лет и на исключительно кабальных условиях для населения. Акционер­ное общество за первые 10 лет не должно было платить городу ни од­ной копейки, в следующие 15 лет — по одной тысяче, а затем в течение 20 лет — по две тысячи рублей ежегодно. Последние 4 года общест­во обязано было платить по три тысячи в год. Эти суммы были на­столько мизерными, что едва состав­ляли несколько процентов от сумм, официально получаемых обществом прибылей. Общество не осталось бы в проигрыше и в том случае, если бы трамвай, как предусматривалось договором, после истечения 25 лет перешел в собственность города. Оно оговорило, что в этом случае город должен; заплатить обществу двадцатилетнюю прибыль, исходя из сред­ней в течение последних семи лет. Это должно было составить сумму, значительно большую, чем все вло­жения общества в городской трам­вай. Большие прибыли, которые по­лучало акционерное общество, собирались за счет трудящихся города. Насколько высока была плата за про­езд в трамвае, можно судить по тому, что заработ­ной платы рабоче­го за день, например, еле-еле могло хватить на 4 — 5 поездок в трамвае.

Строительство трамвайной линии продолжалось почти два года. Дви­жение было открыто 18 апреля 1898 года. Интервалы движения между вагонами по договоренности городско­го управления с обществом должны были составлять не более 20 минут, но они систематически не выдержи­вались, техническая скорость трам­вая равнялась не более 12 кило­метрам в час, т. е. несколько больше пешего. Трамвай работал только в часы наибольшего движения пешехо­дов. На подъемах пассажирам приходилось выходить из вагона, чтобы облегчить его вес. Зимой езда в трамвае была невозможной, так как вагоны были открытыми.

К 1913 году трамвай имел всего только 12 вагонов. Вся стоимость сооружений и оборудования в 1908 году составляла 748,5 тысячи руб­лей, из них средства города состав­ляли 94,6 тысячи рублей. Была построена небольшая электростанция. Вот все то, что имел городской трам­вай более чем за 20-летний срок своего существования при капита­лизме.

Коренные изменения в оборудова­нии и оснащении трамвая, в разви­тии пути произошли только в годы Советской власти. Сейчас он стал неузнаваемым, превратившись в большое хозяйство, без которого немыслима нормальная жизнь города. До революции трамвай не получал какого-либо значительного капитального ремонта, а тем более переобо­рудования. Акционерное общество эксплуатировало его на износ. По­этому трамвайные сооружения при­шли в полную негодность, после Ок­тябрьской социалистической рево­люции их нельзя было эксплуати­ровать — требовались большие восстановительные работы. Действовать трамвай стал только с октября 1924 года. Сначала кур­сировали 5 вагонов, затем 9 ваго­нов, три вагона ремонтировались. К 1926 году силами рабочих трамвая были построены еще два вагона.

Городской Совет уже в 1928 году приступил к переоборудованию и расширению его, на что было ассиг­новано 315,4 тыс. рублей. В после­дующие годы социалистического строительства на реконструкцию и расширение трамвая тратились боль­шие суммы, в том числе только в 1937—1938 годах было вложено в него свыше 800 тысяч рублей. Го­сударство не жалело материальных и денежных ресурсов для улучшения обслуживания трудящихся. В ре­зультате этого за 15 предвоенных лет количество вагонов возросло бо­лее чем в три раза, длина пути уве­личилась в 2,5 раза, а перевозка пассажиров — почти в 10 раз.

Война нанесла хозяйству трамвая огромный урон. Выбыло из строя большинство вагонов, были разрушены трамвайные пути и сам парк. Но, несмотря на это, он стал бы­стро восстанавливаться и развиваться. На расширение, оборудование и реконструкцию городского трамвая вложено только за четвертую пяти­летку 10.247 тысяч рублей. За полтора года шестой пятилетки уже израсходовано около 4 миллионов рублей. На отпущенные средства было приобретено 35 комфортабельных мягких четырехосных вагонов. Сей­час трамвай только на капитальный ремонт ежегодно расходует свыше 1 миллиона рублей. Все это — показа­тели огромного роста нашего город­ского хозяйства.

Для того чтобы построить 4,5 километра пути и соорудить 12 от­крытых вагонов, которые имел Кур­ский трамвай при капиталистах, по­требовалось более 20 лет. В усло­виях социализма, где перестали дей­ствовать волчьи законы старого об­щества, примерно за тот же срок длила пути увеличилась в 10 раз, а число, вагонов — более чем в 6 раз по сравнению с дореволюционным временем. Но дело не только в количествен­ном росте. Произошли также боль­шие качественные изменения. Сей­час трамвайные линии соединили по­чти все окраины города. Они про­должают расширяться. В 1957 году будет построено около 1,6 километра пути к поселку завода запасных тракторных деталей. В недалеком будущем трамвайные линии пройдут за железной дорогой в Кировском районе, соединив расположенные там заводы. Больше половины парка составля­ют четырехосные вагоны со всеми удобствами для пассажиров. Вмести­мость такого вагона равна пяти дореволюционным.

Изменились и технико-экономиче­ские показатели работы. Сейчас эксплуатационная скорость движе­ния трамвая достигает 15 километ­ров в час, или выше технической скорости, которая была до револю­ции. Интервалы движения между вагонами доходят до 2,5 минуты вместо 25—30 минут раньше. Перевозка пассажиров возросла более чем в 16 раз. Сейчас каждый житель города делает в среднем 230 поездок в год. Если раньше, до ре­волюции уже в 9 часов вечера трамвай останавливал свою работу и рабочие должны были добираться до своего дома по грязным, темным ухабистым улицам пешком, то сей­час он не приостанавливает работы и глубокой ночью, когда город спит.

Коллектив трамвая достойно встречает сорокалетие Великого Октября. Ему по результатам работы за первое полугодие 1957 года при­суждена премия Министерства ком­мунального хозяйства РСФСР. В Книгу почета и на Доску почета трамвая занесены лучшие имена слесарей, токарей, водителей, обход­чиков и других рабочих. Отмечая огромные достижения в развитии нашего трамвая за годы Советской власти, мы должны ука­зать коллективу и на теневые сто­роны в его работе, которые он в состоянии быстро устранить. Еще имеет место грубое обращение от­дельных работников с пассажирами, грязь в вагонах, нечеткое соблюде­ние интервалов в движении вагонов, частые заходы вагонов в парк по неисправности, захламленность ва­гонного парка и депо, неиспользование отдельного оборудования. Коллектив трамвая в состоянии быстро устранить отмеченные недо­статки и достойно встретить сороковую годовщину Октября.

 

П. ЛОХИН ,

заведующий Курским горфинотделом.

 

 
< Пред.   След. >
   Городской электротранспорт бывшего СССР
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2024
Заведующий музеем: trammuzeumkursk@mail.ru
Поддержка веб-сайта: webmaster@kursk-museum.net.ru V: 0.013206