• К началу xx столетия в городе было 5276 домов. • Главными улицами были Московская и Херсонская (ныне Ленина и Дзержинского), проложенные вдоль дороги на Москву и Харьков. Общая их протяжённость составляла четыре версты. Остальные улицы шли параллельно или пересекали их. • Рост населения города, развитие промышленности и торговли привели к необходимости развития массового городского транспорта.
• Дореволюционный Курск был преимущественно торговым центром. Его торговый оборот достигал 13 млн. руб. в год, тогда как оборот промышленности составлял лишь 2,5 млн. руб. • В начале XX века в Курске было 994 магазина, лавки и других торговых предприятий. • Особенно густо была застроена торговыми помещениями Красная площадь. На ней располагался базар. В конце XIX в. в Курске преобладали мелкие кустарные предприятия. В 1890г. в Курске насчитывалось 93 «фабрики и завода». На них работало 1056 человек , т.е. в среднем по 11 человек на каждом предприятии. Лишь на 25 предприятиях объём производства был более или менее значительным. В число таких предприятий входили: • Паровая мельница (48 рабочих). • Прядильная фабрика (50 рабочих). • Четыре табачные фабрики (204 рабочих). • Три кирпичных завода. • Четыре типографии. • Два кожевенных и дрожжевой завод. • Вальцово-механическая фабрика. • Три металлообрабатывающих предприятия. В 1861 году в России было отменено крепостное право . Страна вступила на путь капиталистического развития . • В 1868 году Курск получает железнодорожное сообщение с Москвой , через год – с Харьковом и Киевом . • В 1893 году было открыто движение из Курска на Воронеж . В Курске , таким образом , соединились два важнейших железнодорожных пути , и город стал важным железнодорожным узлом . • В 1897 году на железной дороге было занято 1355 чел . Это был самый крупный отряд пролетариата в городе . Но Курск и в конце XIX века продолжал оставаться обычным для России губернским городом . • Летом 1895г городской голова получил задание от губернатора найти подрядчиков для строительства в городе трамвая. • Через короткое время городская управа получила и рассмотрела два проекта: один – от инженера путей сообщения И.А. Лихачёва, другой - от фирмы «Сименс и Гальске». Проект «Сименс и Гальске» был более выгоден городу: по этому проекту трамвайная линия помимо центральных улиц города должна была пройти по улице Мирной к Ямскому железнодорожному вокзалу. Кроме того, фирма обязывалась электрифицировать часть улиц города. • Но по непонятной причине был выбран проект Лихачёва. Правда с дополнением, что в дальнейшем Лихачёв по требованию властей может заключить отдельный договор на электрификацию города. 24 июля 1893 года в Брюсселе состоялось заседание «Анонимного общества», в составе: 1. Собственник Павел Гаммельрат. 2. Инженеры Фсрнанд Монтан и Евгений Карез из Бельгии. 3. Русский гражданин, инженер путей сообщения Иван Алексеевич Лихачев. Участники заседания приняли постановление (читаем в протоколе): «Совет Правления назначает согласно Уставу Общества представителем и ответственным агентом Общества в Российской Империи г. Ивана Алексеевича Лихачева». Общество предоставило И.А. Лихачеву неограниченные права в организации дел в России. Судя по всему Лихачев всё таки был одним из владельцев Общества; и поэтому от его имени заключал договора на строительство конки и трамвая в ряде городов, в том числе и в Курске. 23 мая 1896 года стало одним из решающих дней в истории Курского трамвая - в этот день городская управа с разрешения думы заключила с инженером путей сообщения И.А.Лихачёвым договор на устройство в Курске трамвая и его эксплуатацию в течение 49 Из воспоминаний Ивана Ивановича Разинькова , поступившего на работу в общество « Курский трамвай» в 1907 год. ●В период строительства трамвайной линии жизнь тихого до той поры Курска заметно оживилась. ●На городской вокзал, располагавшийся между улицами Генеральной и Ендовщенской (теперь А. Невского и Луначарского) прибывали строительные материалы - лес, рельсы, шпалы, кирпич, песок и т.д. Отсюда десятки телег развозили эти материалы по городу - на Георгиевскую площадь - к месту строительства трамвайного парка и центральной электростанции трамвая, а также непосредственно на улицы Московскую и Херсонскую, где шла прокладка пути и воздушной линии. В работах участвовали сотни людей. Все работы велись исключительно вручную ; с использованием тачек , телег ; ломов и лопат. Жили рабочие в ужасных условиях , нередко в подвальных и полуподвальных помещениях , в ветхих бараках . В работах участвовали сотни людей . Это были простые русские люди из города и деревни , решившие подзаработать . Общее руководство «устройством» трамвая осуществлял И.А. Лихачёв . Он же руководил снабжением стройки материалами . Директором Анонимного Общества «Курский трамвай» назначался один из акционеров этого общества на три года . Директор осуществлял контроль за работой, как самого трамвая , так и электростанции , ведь вс ё оборудование принадлежало Обществу . За период до 1917 года сменилось 5 директоров : Вондепуль , Девильд , Венярский , Дольбру , Бернар . Последний в 1918 году сбежал вместе с инженерами . В 1918 году инженером по трамваю был Рейске , инженером по электростанции - Нипокачицкий , начальником депо трамвая – Лафте |