Современный Курский трамвай

Статистика

Участников: 22
Новостей: 113
Ссылок: 9
Сейчас на сайте:
Гостей - 1

Syndicate

Курская трамвайная RSS-лента:

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная
Курский трамвай с образования и до настоящего времени (С.А.Тархов) Версия для печати
Рейтинг: / 11
ХудшаяЛучшая 

Кратко с первых дней и до настоящего времени

КУРСКОМУ ТРАМВАЮ - 100 ЛЕТ (С.А.Тархов)

В начале 1890-х годов единственным видом общественного пассажирского транспорта в российских городах был конный трамвай. Курск, будучи центром богатой сельскохозяйственной губернии с населением более 70 тыс. человек, не имел к этому времени даже и этого простого вида транспорта. В 1895 г. городские власти решили проложить по главным улицам линию конного трамвая. Для осуществления этого проекта были приглашены все желающие. После обсуждений в городской думе летом 1895 г. предпочтение было отдано проекту московского инженера И.А.Лихачева, который предложил, учитывая топографические особенности города (сильную пересеченность местности, наличие глубоких долин рек Тускарь и Кур, крутые подъемы и спуски на главных транспортных магистралях), вместо конки, вагоны которой не могли быть вытянуты лошадьми по таким крутым подъемам, сразу прокладывать линию электрического трамвая.

В июле 1895 г. городская дума выработала условия договора, по которому И.А.Лихачеву предоставлялась концессия на устройство трамвая сроком на 49 лет. Он был обязан проложить линию колеей в 5 футов по улицам Московской (позже Ленина) и Херсонской (Дзержинского) от Московских шпилей (городской заставы на северной окраине города) до Херсонских шпилей (городской заставы на южной окраине); построить мост через реку Кур; соорудить трамвайное депо, уложить рельсы, смонтировать контактную сеть и построить электростанцию в течение 12 месяцев после утверждения технического проекта трамвая в МВД в С.-Петербурге. Предполагалось взимать с пассажиров 5 копеек за одну станцию, считая за первую станцию всю Московскую улицу, а за вторую - Херсонскую. Проезд по обеим станциям должен был стоить 8 копеек. Интервал движения предполагался в 20 минут.

18 июля 1895 г. городская дума приняла проект И.А.Лихачева и заключила с ним 20 сентября договор, состоявший из 55 параграфов. По одному из них ему предоставлялось право создать для постройки и эксплуатации предприятия акционерное общество с правом выпуска акций и облигаций, которые должны были быть погашены к моменту окончания срока концессии. В этом же году в Брюсселе (Бельгия) было создано акционерное анонимное общество "Курский трамвай", акционеры которого вложили свои деньги в постройку трамвая. Ему и передал свои права и обязанности И.А.Лихачев. Это общество было высочайше утверждено 28 июня 1896г. под названием "Бельгийское Анонимное общество "Курский трамвай"". С этого дня ему было разрешено осуществлять свои действия в Российской империи, а ответственным агентом в России был назначен член правления общества инженер И.А.Лихачев.стройка

Технический проект постройки трамвая в марте 1896 г. был рассмотрен и одобрен МВД в Петербурге и летом 1896 г. начались работы по постройке электростанции, депо. В следующем году по двум главным улицам города - Московской и Херсонской - были проложены трамвайные пути общим протяжением в 4,9 км. В июле 1896 г. были заказаны 12 комплектов электрооборудования для вагонов на заводе "Электрисите э Идролик", 12 моторных вагонов с открытыми площадками на заводах "Рагено" и "Франко-Бэльж" (все заводы-производители находились в Бельгии). На Херсонской (Дзержинского) улице была построена трамвайная электростанция (вместе с депо). Основные работы по постройке были завершены в сентябре 1897г. Однако пробное движение началось только 11 апреля 1898 г. (по старому стилю). В этот день трамваи ходили только от Херсонских ворот до Георгиевской площади, затем по всей Херсонской и до общественного клуба. Испытывались все 12 вагонов, которые имели роликовые токоприемники. Официальное открытие движения состоялось 18 апреля 1898 г. (30 апреля по новому стилю) на пересечении Херсонской и Московской улиц и в присутствии представителей бельгийского общества Дювельса и Леоди, о чем сообщалось в местной прессе следующее:

"В субботу, 18 апреля, на Красной площади, преосвященным Лаврентием, епископом Курским и Белгородским, в присутствии духовенства, местных властей и множества публики, отслужен был благодарственный молебен по поводу благополучного окончания работ и открытия правильного движения Курского трамвая. По окончании молебна вагоны трамвая, битком наполненные публикою, пущены были вниз по Херсонской улице, при громких криках собравшихся "ура". Вагоны и столбы декорированы были разноцветными флагами". (Курская газета.- 1898.- 20 апреля).

На линию были выпущены 8 вагонов и на ней имелось 12 остановок (у Херсонских шпилей, перед воротами, против семинарии, у Ртищевской ул., на мосту через Кур, у Генеральной ул., городского сквера на Красной площади, за почтой на Московской, на углу Золотой ул., у банка, у Садовой, перед Московскими воротами и у шпилей за воротами). Весь маршрут трамвай проходил за 25 минут.ул.Ленина г.Курск

Вслед за Лихачевым директором трамвая стал бельгиец Ю.Ф. Девильде (он одновременно был и директором саратовского трамвая). В начале века директором правления общества в Брюсселе был Ш. Шарлье. Перед первой мировой войной директором трамвая стал Г.Л. Далебру, который одновременно являлся и директором орловского трамвая. Штаб-квартира общества по-прежнему находилась в Брюсселе (по улице Дю-Марэ 31), а агентство в России - в Одессе. В 1909 г. основной капитал общества составлял 1400 тыс. франков, облигационный - 913 тыс. франков. Перед первой мировой войной был составлен проект продления трамвайной линии на 3 км от Московских шпилей до железнодорожного вокзала, но война и революции не позволили реализовать его. В 1913 г. длина путей составляла 9,2 км, имелось 13 пассажирских вагонов бельгийского производства, один парк на 13 мест (на юго-западной окраине города), было перевезено 2772 тыс. пассажиров.

7 марта 1917г. вагоновожатые потребовали увеличения зарплаты с угрозой забастовки, если не получат ответа в течение трех суток. На следующий день они остались в депо под предлогом того, что путь не очищен от снега. Городская управа потребовала от директора согласиться с требованиями забастовщиков, пригрозив ему арестом и секвестром предприятия. К этим неприятностям добавилась поломка дизеля на электростанции, что привело к необходимости сократить время работы электростанции. Конфликт с городом пришлось улаживать через бельгийское посольство в Петрограде и министерство иностранных дел. Трамвай вновь заработал. В начале 1918 года он был национализирован, но уже 27 апреля 1918 г. его пришлось остановить из-за нехватки топлива на электростанции.

Курский трамвай не работал в течение всей гражданской войны и был восстановлен лишь в 1924 году, бездействуя более шести лет. Восстановительные работы были осуществлены силами безработных и рабочих отместкомхоза, железнодорожного узла. Было сменено 30% шпал, заменены все столбы; в железнодорожных мастерских были капитально отремонтированы 10 моторных вагонов. Движение вагонов по единственной линии от Херсонских шпилей по улицам Троцкого (б. Херсонской, позже Дзержинского) и Ленина (б. Московской) до Московских шпилей возобновилось 1 октября 1924 г. На линии имелось 17 остановок, она была разбита на три тарифные станции (от шпилей по ул. Троцкого до Красной пл.; от шпилей по ул. Ленина до Красной площади; от Госбанка до моста на Куре).

В январе 1925г. городом был разработан проект расширения трамвайной сети, по которому предполагалось проложить новые линии Московские ворота - Ямская слобода - вокзал; Московские ворота - артиллерийские парки; Московские ворота - Гоголевская ул. - винокуренный завод - Казацкая слобода - ул. Луговая - ул. Покровская - Воротняя ул. - Херсонские ворота; Херсонские ворота - Подольско-Харьковское шоссе - Барнышевский мост - Чертов мост. В первую очередь было решено соединить город с вокзалом, а также построить новый трамвайный парк у Московских ворот. Этот новый парк (на 20 вагономест; позже он получил название Северного депо) с ремонтными мастерскими был выстроен в 1929-30г. (открыт в октябре 1930 г.). В 1930-31 гг. на мытищенском заводе были приобретены 10 новых моторных вагонов (5 вагонов прибыли в декабре 1930 г. и 5 - в августе 1931 г.). Линию же до вокзала длиной 3,5 км проложили лишь в 1934-35 гг. (одновременно был выстроен новый мост через р.Тускарь). Движение одного вагона по ней от пл. Карла Маркса началось 12 июля 1935 г. После укладки разъезда здесь стали ходить три вагона.

Благодаря образованию Курской области город получил в 1934г. 8 новых вагонов (4 моторных и 4 прицепных мытищенского завода типа X и М) и 4 автобуса (эти последние стали курсировать от Красной площади на Ямской вокзал в ноябре 1934 г.); в конце 1934 г. в парке насчитывалось 15 моторных и 4 прицепных вагонов. Благодаря постройке в 1933-34 гг. новой ТЭЦ старая трамвайная электростанция была реконструирована и вместо нее на Красной площади построена новая тяговая подстанция с двумя ртутными выпрямителями 300 квт каждый (пущена в эксплуатацию 20 февраля 1934 г.). Если в 1931 г. трамвай имел протяженность путей 10,5 км, 23 вагона и перевез 6363,4 тыс. пассажиров, то в конце 1935 г. протяженность путей была 15 км, в парке было 26 пассажирских вагонов (в т.ч. 4 прицепных), было перевезено 11.443 тыс. пассажиров. В сентябре 1935 г. на линии к вокзалу стали прокладывать второй путь (эти работы были завершены в 1936 г.); открыта вторая автобусная линия Красная пл. - ул. Дзержинского - Херсонские шпили - станция Рышково. В сентябре - октябре 1935 г. была проложена новая одноколейная трамвайная линия от центрального рынка (старого трампарка) по ул. Добролюбова до Барнышевской площади. Для новых линий с мытищенского завода в 1935 г. прибыли 7 новых моторных вагонов.

В ноябре 1936 г. в городе работали три трамвайных маршрута: 1)Трампарк - центр - ипподром протяжением 8,9 км; 2)вокзал - центр - ипподром 14,2 км; 3)вокзал - центр - Барнышевская площадь 12,3 км. В начале 1937 г. был составлен новый проект расширения трамвайной сети, по которому предусматривалось проложить трамвайные линии в Рышковский промышленный район, в Мурыновку и слободу Казацкую. Планом третьей пятилетки в 1938-1942 гг. намечалось построить 17 км новых путей: от Барнышевской площади мимо кожзавода, по ул. Литовской, ул.Энгельса и по шоссе до железнодорожной станции Рышково; по ул.Луговой до Сороковой; от Интернациональной ул. по ул.Юных Пионеров, под северным путепроводом в восточную часть города по улицам Цюрупы, Парижской коммуны, Герцена до шпагатной фабрики. Из этих линий в довоенное время была проложена лишь одна - от Барнышевской площади по берегу реки Тускарь до кожзавода, движение вагонов по которой открылось 29 августа 1939 г. (маршрут № 4 "кожзавод - Московские шпили"); оно было продлено до мясокомбината 1 декабря того же года. Эту линию в 1940-41гг. намечалось довести до Рышковского поселка. Работы по постройке трамвайного моста через Чертов Лог были завершены к ноябрю 1940 г., но из-за сокращения финансирования линию до Рышкова так не достроили.

В 1937 г. трамвай перевез 18.368,3 тыс. пассажиров. В сентябре 1938 г. по рекам Сейм и Тускарь стал курсировать городской речной трамвай. В октябре 1940г. с Усть-катавского завода в город поступил первый трамвайный поезд типа Х+М, а в ноябре 1940 г. было завершено строительство разворотного кольца в конце ул.Дзержинского, что позволило пустить на линии «вокзал – ипподром» вагоны с прицепами.

В начале 1941 г. в парке насчитывалось 33 моторных вагона типа X (24 Мытищенского и 9 Усть-катавского заводов) и один прицепной типа М; 6 грузовых платформ. Протяженность трамвайных путей составляла 29,5 км. В феврале 1941г. во всероссийском соцсоревновании коллектив курских трамвайщиков занял первое место.

С оккупацией города германскими войсками движение трамвая было прекращено 3 ноября 1941 г.; информация о его работе в этот период отсутствует. Во время немецкой оккупации было разобрано 16,6 км путей и разрушен трамвайный мост через реку Тускарь. После освобождения города (8 февраля 1943г.) курские трамвайщики 19 февраля приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. Были капитально отремонтированы 15 моторных вагонов типа X , 12 км одиночного пути, тяговая подстанция, вагоноремонтные мастерские. Движение 10 вагонов по линии от Московских ворот до улицы Добролюбова началось 19 сентября 1943 г.. 8 февраля 1944 г. движение было восстановлено от кожзавода до вокзала (путь от ул. Дзержинского до кожзавода был двухпутным, а до вокзала - однопутным) и здесь пущено дополнительно 6 вагонов. К концу августа 1944г. было восстановлено 22 моторных и один прицепной вагон. В первом полугодии 1945 г. был восстановлен второй путь на вокзал и 2 моторных вагона. В 1947 г. уложено разворотное кольцо на Московской площади. Линия от кожзавода до ул.Энгельса была восстановлена в 1948г. и с 4 ноября здесь открылось движение вагонов третьего маршрута.

Постановлением Совнаркома СССР от 1 ноября 1945 г. было решено проложить трамвайную линию до заводов в Рышково. Ее строительство началось в 1949 г. - 28 августа того же года вошел в строй участок от ул.Энгельса до рощи Солянка длиной 1,6 км (здесь пошли вагоны третьего маршрута Трампарк - Солянка); 20 декабря 1949 г. трамваи стали курсировать до моста через реку Сейм. Одновременно на этой трассе развернулось сооружение новой тяговой подстанции. В ноябре 1950г. трамвай стал курсировать до Льговского шоссе по новому участку длиной 4,8 км. В ноябре 1951 г. рышковская линия была удлинена еще на 1,9 км (завод РТИ) и сдана в эксплуатацию вторая тяговая подстанция в Рышковском промрайоне. Вся линия до Рышкова с поворотным кольцом у аккумуляторного завода была введена в строй 30 апреля 1953 г. (с последним участком в 3,1 км). Для новой Рышковской линии из Ленинграда в Курск были переданы 17 вагонов б/у (в т.ч. 11 прицепных, которые были переоборудованы в моторные). Для новой линии в 1952-55 гг. были получены новые вагоны МТВ-82. Для удобства эксплуатации новой линии в 1952 г. на Барнышевской площади было выстроено новое разворотное кольцо. Поворотное кольцо у вокзала было уложено в мае 1954 г.. В ноябре 1954 г. было завершено строительство новой трамвайной линии от ул.Дзержинского по ул.Верхне-Луговой до кольца на Сороковой улице и с 6 ноября открыт трамвайный маршрут Сороковая ул. - Рышково (маршрут №5). В ноябре 1955 г. был сдан новый мост через Тускарь с двухколейной трамвайной линией, а в сентябре 1956 г. трамвайная линия в этом районе была перенесена с ул.Интернациональной на улицы Ворошилова и Маяковского. В ноябре 1956 г. была введена в строй новая линия от кольца Сороковой улицы по улицам Верхне-Луговой и Выгонной до кольца "Запольная" длиной 2,5 км. К концу этого года в парке было 29 новых вагонов МТВ-82, а всего в парке насчитывалось 72 вагона. Протяженность путей составляла 47 км. В 1956 г. трамвай перевез 41 млн. пассажиров.

Image 

В 1957 г. началось сооружение новой одноколейной линии трамвая длиной 1,5 км от ул.Энгельса по 1-й Подшипниковой улице к поселку завода тракторных запчастей. Движение по ней открылось в ноябре 1958 г. В районе новой конечной остановки было начато строительство нового трамвайного депо (Южного; завершено в 1965 г.). В 1959г. была проложена еще одна новая линия трамвая на южной окраине - от аккумуляторного завода до поселка Гуторово (завод синтетического волокна) длиной 6,5 км, которая была открыта вместе с новой тяговой подстанцией 18 сентября того же года.

Летом 1960 г. была произведена реконструкция трамвайных путей на Хлебной площади и по ул.Крупской, а в 1961 г. введена в строй новая тяговая подстанция № 5 в поселке завода тракторных запчастей. В 1961 г. предприятие имело 129 вагонов, протяженность путей составляла 57,7 км; действовало единственное депо на 50 вагономест. В 1963 г. прибыли первые загоны РВЗ-6. Летом 1964 г. действовали пять трамвайных маршрутов, на которые выпускались ежедневно 60 вагонов (на первый маршрут - 8 , второй - 12, третий -11, четвертый -8 и пятый - 21), и 20 вагонов находились в резерве.

В ноябре 1967 г. было завершено сооружение новой трамвайной линии от кольца "Запольная" по улице Красный Октябрь и Пушкарной до Московской площади. Новая линия замкнуло большое кольцо в северной части города и разгрузила линию по ул.Ленина. Здесь стали курсировать вагоны маршрутов № 3 (Волокно - Верхне-Луговая - Красная пл. - Волокно) и №6 (Волокно - Запольная -ул.Ленина - Волокно). В июне 1970 г. действовали следующие маршруты трамвая: (1) Хлебозавод - Автостанция; (2) Вокзал - Автостанция; (3) Хлебозавод - завод "Волокно" через город; (4) Вокзал - КЗТЗ; (5)ул.3апольная - завод "Волокно"; (6)завод "Волокно" - ул.Верхне-Луговая - Хлебозавод. В начале 1970-х годов стали поступать трамвайные вагоны Татра-3 из Чехословакии.Image

В 1969 г. развернулось сооружение троллейбусного депо на 100 машиномест, а в 1971 г. была закончена реконструкция улиц Карла Маркса, Кавказской и Радищева для первой троллейбусной линии. В город прибыли первые 25 троллейбусов ЗиУ-5. Водители троллейбусов обучались в Воронеже. Движение по первому маршруту СХИ (депо) - кинотеатр "Октябрь" было открыто 18 августа 1972 г. Вторая линия от Красной площади по улицам Сонина, Колхозной и Красной Армии до Южной автостанции открылась 27 октября 1973г. - здесь стали курсировать как ЗиУ-5, так и новые машины ЗиУ-9. В январе 1975 г. была введена в строй третья троллейбусная линия в Стрелецкую слободу (школа №12), а в конце 1976 г. - до картонажно-полиграфического комбината на северной окраине города.

В 1970-73гг. была проложена новая трамвайная линия от Южной автостанции по ул.Беговой, Глинище, Суворовским переулкам до кольца Аэродромной улицы (политехнический институт) - движение трамваев маршрута №2 здесь открылось 19 января 1974 г.. Эта линия была продлена от политехнического института до нового автовокзала в октябре 1984 г.Image

В 1973 г. было принято решение снять трамвайные пути с ул. Ленина, что и было осуществлено с 19 мая того же года. Все трамваи пошли в обход центра по улицам Красный Октябрь и Верхне-Луговой. В конце 1976 г. была проложена линия от Южного трамвайного депо по ул.Дейнеки до ул.Малышева, а в 1978 г. - от Южной автостанции по ул.Энгельса с выходом на рышковский маршрут (с новым путепроводом по ул.Сумской). В ноябре 1982 г. введена в строй новая троллейбусная линия из центра в Рышково до ул.Серегина (маршрут №4); 6 ноября 1985 г. она была продлена от Льговского поворота по просп.Кулакова до объединения "Курскснабсбыт" (маршрут №6). В ноябре 1989 г. в Рышково был введен в строй еще один троллейбусный маршрут №7 - по Магистральному проезду до Авиацентра.

В 1985 г. завершилось строительство новой трамвайной линии в Кировском районе в завокзальную часть города через новый путепровод, перекинутый над путями железной дороги. Движение трамваев маршрута № 1 от хлебозавода до КЗПА открылось 29 ноября того же года. В январе 1987 г. в районе КЗПА было введено в эксплуатацию новое трамвайное депо на 150 вагономест. А в конце сентября 1988 г. завокзальная линия была удлинена от нового Восточного депо до ГПЗ-20 (подшипникового) - сюда пошли вагоны маршрутов №№ 1 и 9.Image

В 1995 г. в Курске действовали следующие маршруты трамвая: (1)ГПЗ-20 - Хлебокомбинат; (2)Вокзал - Автовокзал; (З)Автовокзал - Химволокно; (4)ул.Малышева - Вокзал; (5)3апольная - Химволокно; (6)ул.Малышева -пл.Добролюбова; (7)Химволокно-Дзержинского; (8)ул.Малышева Хлебокомбинат; троллейбуса: (1)Красная пл. - КПК; (2)ул.Бочарова - СХИ;

(3)ул.Бочарова - школа №12; (4)Красная пл.-ул.Серегина; (З)Красная пл. - СХИ;

(б)Красная пл. - Курскснабсбыт; (7)Красная пл. - Авиацентр. В перспективе планируется строительство нового троллейбусного депо и прокладка троллейбусной линии в Северо-Западный район.

Подвижной состав трамвая состоит из 112 вагонов Татра-3 (поступали в 1973-87 гг.) и 76 вагонов Т-ЗМ (поступили в 1987-95 гг.); троллейбуса - 107 машин ЗиУ-9. В 1995 г. трамвай перевез 49,3 млн. чел., троллейбус - 40,2 млн. чел.

Протяженность трамвайных путей по оси улиц составляет 40,4 км, троллейбусных линий - 31,2км.

С.А.Тархов, кандидат географических наук

Литература

- Устав акционерного (анонимного) общества "Курский трамвай с правлением в Брюсселе. - М.,1895.

-Местная хроника [сообщение об открытии трамвая] «Курская газета». - 1898. -21 апреля - с.2

-Доклад гг. гласных Курской городской думы об отношениях Анонимного общества "Курский трамвай" к городскому консультанту. - Курск, 1914.Image

-Клети Т.Д. Открытое письмо директору Общества "Курский трамвай" г.Далебру. -Курск, 1915. -7с.

-Летний М. Открытие курского трамвая «Курская правда». -1924. – 3 октября, -с. 5

-Новый трамвайный маршрут «Курская правда». -1935. - 26 октября

-Новая трамвайная линия «Курская правда». -1939. -30 августа; 1 декабря

-Трамвай пошел! «Курская правда». -1943. -21 сентября, -с.4

-Каменев Н. Курскому трамваю - 50 лет «Курская правда». -1948. - 28 апреля

-Закончено строительство трамвайной линии в Рышково «Курская правда». - 1953. -1 мая

-Лукин И., Мыснер Е. Курскому трамваю - 60 лет «Курская правда». -1957. - 9 января

-Лохин П. Курский трамвай «Курская правда». -1957. - 21 сентября

-Гребеньков Б. Курскому трамваю - 65 лет «Курская правда». -1963. - 5 мая

-Локтионов Ф. «И пошел трамвай». «Курская правда». -1966. - 24 мая

-Кремлев В. Троллейбус в Курске «Курская правда». -1969. -1 января

-Шатунов Б. Первый трамвай в Курске «Молодая гвардия». -1972. -11 марта

-Михайлов Л. Троллейбусный маршрут открыт! «Курская правда». -1972. -19 августа, с. 1

-Гладилина Г. Курскому трамваю - 75лет «Курская правда». -1973. -17 апреля

-Курскому трамваю - 80 лет «Курская правда». -1978. -19 апреля

-Баринова Г. Молодость старого трамвая «Молодая гвардия». -1978. - 3 июня

-Седюков И. На службе у горожан «Курская правда». -1980. -14 ноября

-Трамваем на завод «Труд». -1985. - 5 декабря

-Малафаев В. Новоселье трамвайщиков «Курская правда». -1987. - 7января

-Щедрин С. Из истории курского трамвая «Курская правда». -1988. -24 июля .

 
< Пред.   След. >
   Городской электротранспорт бывшего СССР
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2024
Заведующий музеем: trammuzeumkursk@mail.ru
Поддержка веб-сайта: webmaster@kursk-museum.net.ru V: 0.017086