Город Курск расположен на холмах. Пересечённый рельеф местности – крутые подъёмы и спуски – не позволили использовать в нашем городе конку. Поэтому, когда в России начали прокладывать линии электрического трамвая, Курск стал одним из его первых обладателей. Трамвай стал главной достопримечательностью города. Постепенно куряне даже полюбили «ползучую змею» и всем остальным видам развлечений предпочитали прогулки на трамвае. Больше всего восторгов он вызывал у мальчишек. Как правило они пытались ездить, зайцами. Особым шиком во все времена считалась поездка на буфере. Полицейские сурово пресекали эти «путешествия», и нередко вместо штрафов мальчишки получали от них увесистые подзатыльники. Летом 1902 года близ Курска проводились крупные военные манёвры, на которых присутствовал царь Николай II . Местные власти приняли чрезвычайные меры для охраны монарха. Во время его торжественного следования по Московской улице (ныне ул. Ленина) смотреть на процессию могли только те, кто имел специальный пропуск за подписью губернатора. Все «неблагонадёжные» были удалены.
«Искра» опубликовала фамилии лиц, арестованных в связи с приездом царя в Курск. Срок концессии на эксплуатацию трамвая был определён по договору в 49лет и исключительно на кабальных условиях. Анонимное общество «Курский трамвай» за первые десять лет эксплуатации трамвая не должно было платить городу ни одной копейки. В следующие 15 лет - по одной тысяче. Затем в течение 20 лет - две тысячи ежегодно. Последние четыре года общество обязано было платить городу по три тысячи рублей в год. Эти суммы были мизерны и едва составляли несколько процентов от сумм официально получаемых обществом прибылей. Большие прибыли, которые получало Анонимное общество «Курский трамвай», собирались за счёт трудящихся города. Проезд был дорог: от шпилей до шпилей - 8 коп. За половину - 5 коп. Заработной платы рабочего за день еле-еле могло хватить на несколько поездок в трамвае, поэтому не каждый горожанин мог позволить себе такую роскошь.
О среднем заработке одного рабочего можно судить по следующим данным: | Год | Годовой заработок | Заработок за месяц | Заработок за день | 1913 / 1915 | 114 р. 40 к. / около 160 р. | 9 р. 53 коп. / 13 р. 33 коп. | 31 р. 70 коп./ 44 р. 40 коп. |
Станция в 1901 году давала свет частным абонентам в центре города и 171 уличному фонарю на Московской и Херсонской улицах. Для сравнения: в1997 году Курские горэлектросети обслуживали 84100 индивидуальных абонентов и 3000 абонентов государственного сектора. Под постоянным контролем этой службы находится 1700 километров электрических сетей, 15500 светильников и 780 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов... В 1908 году Курский трамвай перевёз 500 тыс. человек. Количество пассажиров из года в год увеличивалось и в 1913 году составило 2,5 млн. 20 мая 1900 года представители городской управы заключили с Анонимным обществом «Курский трамвай» договор на временное энергоснабжение города до устройства постоянного освещения. Общество обязалось освещать Московскую и Херсонскую улицы, а также давать электросвет некоторым учреждениям и частный лицам. В 1901 году общество заключило контракт на устройство в городе постоянной сети электрического освещения. Однако плата за свет была очень высока. Да и подача электроэнергии производилась крайне нерегулярно. В дореволюционное время иметь в доме электрическое освещение мог только состоятельный человек - один киловатт электроэнергии стоил 4-5 часть дневного заработка взрослого рабочего.
Обслуживающий персонал электростанции:
-
механик - 1
-
машинисты - 4
-
смазчики - 4
-
кочегары - 4
-
пом. кочегаров - 4
-
сторожа - 2
-
слесарь - 1
-
ремонтник - 1
-
уборщица - 1
Здание центральной электрической станции трамвая находилось на Георгиевской площади (ныне – угол ул. Дзержинского и Гайдара). Здесь же, в соседнем здании, до 1912 года располагалось и трамвайное депо. Построено здание в 1896 году Бельгийским Анонимный обществом. Станция работала на угле, позже – на торфе. Здесь были установлены агрегаты из паровых машин и генераторов постоянного тока мощностью в 250 - 300 киловатт и напряжением 460/230 Вольт. В то время годовая выработка электроэнергии станцией составляла не более 200 - 250 тысяч киловатт, что равняется примерно 15-минутной выработке первого агрегата Курской АЭС. Провода на линии были медные и большого сечения, но и при этом потери напряжения и мощности в них были в два-три раза больше существующих сейчас норм и допусков. В этом же здании располагалось и правление общества «Курский трамвай». В 1940-60-е годы в этом здании размещались городские бани №1. В декабре 1903 года городская Дума отмечала, что подвижной состав курского трамвая неисправен, пути находятся в неудовлетворительном состоянии, улицы освещаются плохо. Нередко происходят несчастные случаи с человеческими жертвами. Представитель Анонимного общества «Курский трамвай» обещал устранить недостатки, но они не были устранены. Директор трамвая де Вильде продолжал выпускать на линию неисправные вагоны. Вагоны для раненых в годы русско-японской войны на углу улицы Сосновской. Для перевозки раненых от городского вокзала по улице Генеральной (А. Невского) была проложена линия трамвая. В 1912 году на ул. Выгонной (ныне ул. 50 лет Октября), недалеко от перекрёстка было построено бревенчатое депо на 10 вагонов и трамвайные мастерские в небольшом сарае. Помещения не отапливались. В мастерских имелось:
- Два токарных станка.
- Один пресс.
- Один ручной сверлильный станок.
- Четыре домкрата.
Персонал, обслуживающий трамвай, состоял из 60-ти человек. Водителей и кондукторов было 40 человек. Начальник депо – 1 человек. Мастер – 1 человек. Рабочие разных специальностей – 18 человек (токари, столяры, обмотчик, монтёр, подсобные рабочие и др.).
|