Современный Курский трамвай

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная arrow Курский Музей Электротранспорта arrow Интересные факты жизни Курского трамвая прошлого века
Интересные факты жизни Курского трамвая прошлого века Версия для печати
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 

Город Курск расположен на холмах. Пересечённый рельеф местности – крутые подъёмы и спуски – не позволили использовать в нашем городе конку. Поэтому, когда в России начали прокладывать линии электрического трамвая, Курск стал одним из его первых обладателей.

Трамвай стал главной достопримечательностью города. Постепенно куряне даже полюбили «ползучую змею» и всем остальным видам развлечений предпочитали прогулки на трамвае. Больше всего восторгов он вызывал у мальчишек. Как правило они пытались ездить, зайцами.

Особым шиком во все времена считалась поездка на буфере. Полицейские сурово пресекали эти «путешествия», и нередко вместо штрафов мальчишки получали от них увесистые подзатыльники.

Летом 1902 года близ Курска проводились крупные военные манёвры, на которых присутствовал царь Николай II .

Местные власти приняли чрезвычайные меры для охраны монарха. Во время его торжественного следования по Московской улице (ныне ул. Ленина) смот­реть на процессию могли только те, кто имел специальный пропуск за подписью губернатора. Все «неблагонадёжные» были удалены. Image

«Искра» опубликовала фамилии лиц, арестованных в связи с приездом царя в Курск.

Срок концессии на эксплуатацию трамвая был определён по договору в 49лет и исключительно на кабальных условиях. Анонимное общество «Курский трамвай» за первые десять лет эксплуатации трамвая не должно было платить городу ни одной копейки. В следующие 15 лет - по одной тысяче. Затем в течение 20 лет - две тысячи ежегодно. Последние четыре года общество обязано было платить городу по три тысячи рублей в год. 

Эти суммы были мизерны и едва составляли несколько процентов от сумм официально получаемых обществом прибылей.

Большие прибыли, которые получало Анонимное общество «Курский трамвай», собирались за счёт трудящихся города.

Проезд был дорог: от шпилей до шпилей - 8 коп. За половину - 5 коп.

Заработной платы рабочего за день еле-еле могло хватить на несколько поездок в трамвае, поэтому не каждый горожанин мог позволить себе такую роскошь.

О среднем заработке одного рабочего можно судить по следующим данным:
Год Годовой заработок Заработок за месяц Заработок за день
1913 / 1915 114 р. 40 к. / около 160 р. 9 р. 53 коп. / 13 р. 33 коп. 31 р. 70 коп./ 44 р. 40 коп.

Станция в 1901 году давала свет частным абонентам в центре города и 171 уличному фонарю на Московской и Херсонской улицах.

Для сравнения: в1997 году Курские горэлектросети обслужи­вали 84100 индивидуальных абонентов и 3000 абонентов государственного сектора.

Под постоянным контролем этой службы нахо­дится 1700 километров электрических сетей, 15500 светильников и 780 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов...

В 1908 году Курский трамвай перевёз 500 тыс. человек.

Количество пассажиров из года в год увеличивалось и в 1913 году составило 2,5 млн.

20 мая 1900 года представители город­ской управы заключили с Анонимным обществом «Курский трамвай» договор на временное энергоснабжение города до устройства постоянного освещения. Общество обязалось освещать Московскую и Херсонскую ули­цы, а также давать электросвет некоторым учреждениям и частный лицам.

В 1901 году общество заключило контракт на устройство в городе постоянной сети электрического освещения.

Однако плата за свет была очень высока. Да и подача электроэнергии производилась крайне нерегулярно.

В дореволюционное время иметь в доме электрическое освещение мог только состоятельный человек - один киловатт электроэнер­гии стоил 4-5 часть дневно­го заработка взрослого рабочего.

Обслуживающий персонал электростанции:

  • механик - 1
  • машинисты - 4
  • смазчики - 4
  • кочегары - 4
  • пом. кочегаров - 4
  • сторожа - 2
  • слесарь - 1
  • ремонтник - 1
  • уборщица - 1

Здание центральной электричес­кой станции трамвая находилось на Георгиевской площади (ныне – угол ул. Дзержинского и Гайдара). Здесь же, в соседнем здании, до 1912 года располагалось и трамвайное депо.

Построено здание в 1896 году Бельгийским Анони­мный обществом. Станция работала на угле, позже – на торфе.

Здесь были установлены агрегаты из паровых машин и генераторов постоянного тока мощностью в 250 - 300 киловатт и напряжением 460/230 Вольт.

В то время годовая выработка электроэнергии станцией составляла не более 200 - 250 тысяч киловатт, что равняется при­мерно 15-минутной выработке первого агрегата Курской АЭС.

Провода на линии были медные и большого сечения, но и при этом потери напряжения и мощности в них были в два-три раза больше существующих сейчас норм и допусков.

В этом же здании располагалось и правление общества «Курский трамвай».

В 1940-60-е годы в этом здании размещались городские бани №1.

В декабре 1903 года городская Дума отмечала, что подвижной состав курского трамвая неисправен, пути находятся в неудовлетворительном состоянии, улицы освещаются плохо. Нередко происходят несчастные случаи с человеческими жертвами.

Представитель Анонимного общества «Курский трамвай» обещал устранить недостатки, но они не были устранены.

Директор трамвая де Вильде продолжал выпускать на линию неисправные вагоны.

Вагоны для раненых в годы русско-японской войны на углу улицы Сосновской.

Для перевозки раненых от городского вокзала по улице Генеральной (А. Невского) была проложена линия трамвая.

В 1912 году на ул. Выгонной (ныне ул. 50 лет Октября), недалеко от перекрёстка было построено бревенчатое депо на 10 вагонов и трамвайные мастерские в небольшом сарае. Помещения не отапливались.

В мастерских имелось:

  •   Два токарных станка.
  •   Один пресс.
  •   Один ручной сверлильный станок.
  •   Четыре домкрата.

Персонал, обслуживающий трамвай, состоял из 60-ти человек.

  Водителей и кондукторов было 40 человек.

  Начальник депо – 1 человек.

  Мастер – 1 человек.

  Рабочие разных специальностей – 18 человек (токари, столяры, обмотчик, монтёр, подсобные рабочие и др.).

 
< Пред.   След. >
   Городской электротранспорт бывшего СССР
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2024
Заведующий музеем: trammuzeumkursk@mail.ru
Поддержка веб-сайта: webmaster@kursk-museum.net.ru V: 0.010207