Современный Курский трамвай

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная arrow Общетематически-трамвайный раздел arrow Усть-Катавский вагоностроительный завод
Усть-Катавский вагоностроительный завод Версия для печати
Рейтинг: / 6
ХудшаяЛучшая 

Усть-Катавский вагоностроительный завод

Усть-Катавский вагоностроительный завод был основан в 1762 году как железоделательный. При заводе вырос поселок, который назывался Усть-Катавский Завод.

В декабре 1898 года император Николай II подписал высочайшее разрешение на сдачу завода в концессию франко-бельгийскому акционерному обществу. Новые владельцы перепрофилировали предприятие на вагоностроение и наладили производство сначала железнодорожных, а с 1901 года открытых трамвайных вагонов.

В 1917 году завод был национализирован, а в 1937-м на нем был вновь налажен выпуск трамвайных вагонов. Выпускались ширококолейные вагоны серии X с прицепными вагонами серии М.

В 1941—1945 годах завод работал на оборону страны. Среди выпускаемой им военной продукции были пушки для танка Т-34 и снаряды для гвардейских минометов «катюша». В 1942 году поселок Усть-Катавский Завод получил статус города, а с 1943-го стал называться Усть-Катав. В 1947 году завод вновь приступает к производству трамвайных вагонов, на этот раз серии КТМ -1 с прицепом КТП -1. Двери в них открывались и закрывались автоматически, что вызывало неприязнь у любителей выпрыгивать из него на ходу. Самые первые вагоны этой серии я видел в Ростове и Минске. Они выпускались с одинарными мягкими сиденьями. Краснодар и Новороссийск получили новую модель с деревянными диванами на два места. Эти диваны располагались друг против друга, так что сидеть вместе и общаться могли четыре человека — целая бригада! Поездов КТМ -1 — КТП -1 выпущено до 1957 года 1132, и они работали во многих городах СССР, в разных климатических условиях. Я ездил на них в Тбилиси и Архангельске. Конечно, в Сибири зимой, а в Краснодаре летом пассажиры чувствовали себя в них неуютно. В последних разработках усть-катавские вагоностроители учитывают климатические различия и делают вагоны в южном и северном исполнении.

За КТМ-1 последовал КТМ-2 с прицепом КТП-2 (с 1960 года). Этот не предназначался для коммуникабельных людей: его мягкие диванчики были повернуты не друг к другу, а в одну сторону. Это был переходный тип трамвая — от завода, который с 1959 года официально стал головным предприятием по выпуску трамвайных вагонов, ждали более современной техники. Для ее разработки в 1960 году при Усть-Катавском заводе имени С. М. Кирова было создано конструкторское бюро по трамваестроению. Результаты не замедлили сказаться: уже в, 1963 году разработан, а с 1969 года запущен в производство четырехосный вагон КТМ-5, который с 1973 года, после модернизации, выпускался под названием 71-605. Этот трамвай, к которому мы все так привыкли, и сегодня работает на краснодарских маршрутах. Впервые вагон Усть-Катавского завода был принят к эксплуатации и в трамвайной столице мира — Ленинграде. Завод построил их свыше 12 500.

За последние 10 лет конструкторское бюро разработало много новых моделей, одной из базовых стала модель 71-608. Краснодарцы знают ее по вагонам, которые город получил к открытию 11-го маршрута. По заказу правительства Москвы разработана новая модификация вагона, которая уже работает в 34 городах России, включая её столицу. Несмотря на экономические потрясения последнего десятилетия, завод заключил контракт с фирмой «Сименс» (Германия) — той самой, с которой вместе делал первые свои трамваи, и в этом проверенном симбиозе создал трамвайный вагон нового поколения — 71-619. Этих принципиально новых вагонов пока нет в Краснодаре, но они уже работают в Москве, Челябинске, Казани, Уфе, Старом Осколе... Люминесцентное освещение, вклеенные в стенки вагона окна, не пропускающие в салон влагу, двери с микропроцессорным управлением и многое другое создают новый уровень комфорта для пассажиров. Не забыт и водитель. У него два пульта управления (один сзади), продуманное расположение приборов и даже кресло с подогревом. А конструкторское бюро завода продолжает работать. Создаются проекты вагонов с низким расположением пола, с пандусами для инвалидных колясок и многими другими новшествами.

Да, перспективы у трамвая велики, и не правы оказались те, кто пророчил забвение этому виду транспорта. Не сомневаюсь, что наши внуки и правнуки будут ездить не только на личных автомобилях, но и на трамвае. Дешево и роскошно.

В. МАНЗЮРА.

 
< Пред.   След. >
   Курский Музей Городского Электрического Транспорта   Рейтинг@Mail.ru
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2017
Дизайн и поддержка: СЕО  E-mail: trammuzeumkursk@mail.ru V: 0.039626