Современный Курский трамвай

Голосования

В каком направлении развивать "Курский трамвай"?
 
Путь: Главная arrow К 120-летию Курского трамвая
Книга - Путь через три века. К 120-летию Курского трамвая Версия для печати
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 

Книга 2018г - "Путь через три века. К 120-летию Курского трамвая"

Автор: Настенко Александр Витальевич - зав. музеем

ВСТУПЛЕНИЕ

За свои сто двадцать лет трамвай стал неотъемлемой частью Курска, его биографии и судьбы, его повседневной жизни. К нему привыкли, как привыкают к самому необходимому в житейском обиходе. В силу общедоступности и демократичности он для многих стал, образно выражаясь, чем-то вроде «своего парня». При этом мало кто знает подробности его истории, о его проблемах, характере и особенностях работы. И уж почти никто не догадывается, какое это сложное сооружение.

Скачать книгу в  pdf - Путь через три века. К 120-летию Курского трамвая целиком - 27 мегабайт

Относясь к нему по-свойски, частенько с долей снисходительности, люди в большинстве не подозревают, что трамвай - это не только вагоны. Трамвай - это и депо с его многочисленными цехами и отделами, и Служба энергохозяйства со сложной системой подстанций, кабельных и контактных сетей, и Служба пути, которая содержит в исправности рельсовые трамвайные пути, и Служба движения, обеспечивающая слаженную и регулярную работу вагонов на линии, и собственное автохозяйство, ну и, конечно же, Управление, координирующее работу всех служб и отделов. Цель нашей работы - обеспечить высокую степень надёжности - одно из главных достоинств трамвая. Эта надёжность обеспечивается людьми. Многочисленный коллектив трамвайщиков - коллектив особенный. С самых первых дней существования его отличают сплоченность, дисциплинированность, преданность своему делу.

Несмотря на сложность и напряженность современной экономической ситуации, трамвайно-троллейбусному хозяйству удается выполнять свои задачи. Как ни трудно, но сегодня действуют все существующие маршруты. В среднем ежедневно на линии выходит 40 трамвайных вагонов. В совокупности за день они перевозят более двадцати тысяч горожан.

Трамвай обладает многими преимуществами. Из всех видов внутригородского транспорта у него самая большая провозная способность после метро. Только потом, примерно на равных, идут троллейбус и автобус.

В наше время всеобщих автомобильных пробок и загрязнения воздуха приобретает первостепенное значение экологическая чистота трамвая. И ещё один немаловажный момент - своевременная доставка людей к месту работы утром и после работы домой. Провинциальные города не могут себе позволить не подверженное транспортным проблемам городских улиц метро. А даже самый комфортабельный автобус, попав в пробку в часы пик, становится бесполезным. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо стоять... в пробке. Трамвай же позволяет с минимальными затратами создавать в таких городах как Курск внеуличный общественный транспорт, предоставляющий комфортное и быстрое передвижение по городу.

Однако будущее невозможно без знания прошлого. Его уроки позволяют избежать повторения многих ошибок, сделать нашу жизнь комфортнее, а труд эффективнее. Много лет прошло, и сейчас уже не осталось тех людей, кто помнил первые годы становления Курского трамвая. Время бежит, и от нас уходят люди, которые создавали и работали в системе горэлектро-транспорта. Время постепенно стирает память. Для того чтобы не забыть того, что было, и написана эта книга. Она посвящена истории формирования и развития трамвайного хозяйства города. Писалась эта книга на основе архивных документов, старых газет и воспоминаний ветеранов и старожилов города. Это своеобразный мост из прошлого в будущее, которое у Курского трамвая, безусловно, есть!

Генеральный директор МУП «Курскэлектротранс» В.П. Наумов.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Прежде чем начать повествование о Курском трамвае, истории которого, собственно, и посвящена эта книга, будет нелишним сказать несколько слов и об истории самого города, в котором этот самый трамвай появился и более-менее благополучно трудится на благо горожан вот уже в течение трёх веков - конца 19-го, всего 20-го и начала 21-го.

Итак, Курск. Сначала о происхождении самого этого названия. Почему наш город далёкие предки теперешних жителей назвали именно так?

Этимологически древнерусское слово «Курьскъ» происходит от названия реки Кур. Курск расположен на двух холмах, по правому берегу реки Тускори, при впадении в неё реки Кура. Словосочетание: Кура-Тускори (Курск). Гидроним, возможно, связан с народным термином курья — «речной залив, узкий проток реки, заводь». Хотя по преданию, именно Кур когда-то был полноводной, судоходной рекой, а после обмелел. Если посмотреть географически, то в том месте, где сейчас протекает

Кур, с двух сторон идут возвышенности, слева по течению — район улицы Пушкарной (1-я, 2-я, 3-я Пушкарная, 1-я, 2-я, 3-я Офицерская) — справа Казацкая (Нижняя Казацкая, Верхняя Луговая, Заречная и др.) — возможно всё это и есть место, где протекал Кур. Такой же рельеф можно наблюдать по всей длине реки.

Народная этимология объясняет название города от птиц куропатка или курица, привязав название к их обилию здесь в древности, а также к названиям близлежащих сёл с «куриными названиями». Эти предания отразились в культурном ландшафте города, его символике.

Акварель Михаила Хилюка - Курская крепость в 17 веке

Существует тюркская версия происхождения названия. По ней древнее название города — «Курсык», в переводе — «охранный город». А кого и от кого охранял почти тысячу лет назад древний Курск? Как сказал бы великий сатирик Аркадий Райкин: «Эпоха была жуткая, просто жутчайшая, настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная... Но рыба в Куре была!!!». Отчего так, спросите вы? Да оттго, что на территориях южнее Курска обитали кочевые племена, основными занятиями которых было разведение скота и собирательство. того, что плохо лежит. А плохо, по их мнению, лежало всё то, что не было защищено высокими крепостными стенами с бдительной и суровой стражей на этих самых стенах. Так и появилась Курская крепость на южной границе древнерусского государства. О доблести курян, защищавших южные границы государства российского от набегов скотоводов-собирателей, повестуют предания и летописи, правда многие из них существуют, так сказать, виртуально, ибо стёрлись из памяти народной за многие века, либо сгорели в многочисленный пожарах былых сражений. Но и того, что осталось, вполне достаточно, чтобы составить представление о подвигах во имя Отечества наших далёких предков. Взять хотя бы «Слово о полку Игореве». Но не будем отвлекаться на литературную тему и вернёмся к фактам конкретным и доказанным.

Курск впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей; входил в Черниговское, затем в Переяславское и Новгород-Северское княжества. Первое упоминание в Лаврентьевской летописи — под 1095 годом. Правда, полностью доверяться этим чудом сохранившимся упоминаниям будет не совсем корректно, ведь мы не знаем, сколько было других, более ранних упоминаний, которые не сохранились. Но в теперешней историографии принято считать датой основания города самое раннее сохранившиеся упоминание. Но даже при таком раскладе, как писал поэт Николай Сидоренко: «Москва ещё лежала в колыбели, а Курск уже сражался за Москву.». Курск старше Москвы, да и трамвай в Курске появился на год раньше, чем в Москве, но об этом позже.

Археологические раскопки дают повод предполагать ещё более раннее время его основания - 982 - 984гг.) В период княжения Владимира Святославовича на берегу реки Тускарь при впадении в неё реки Кур, существовала крепость - один из форпостов Киевского княжества. К концу XI века образовалось уже Курское княжество. Оно, как и остальные удельные княжества на Руси, нередко вовлекалось в междоусобные распри. В 1185 году куряне участвовали в борьбе против половцев в составе дружины новгород-северского князя Игоря. Битва была проиграна, но этот исторический факт отмечен в русской культуре знаменитой поэмой "Слово о полку Игореве", где говорится о смелости курских воинов.

Название города «Курск» впервые упоминается в 1239 г., когда он был полностью разорён татарами, по другим данным — не ранее 1402 г. или 1432 г.

В летописях Курск впервые упоминается в 1095 г., когда его первый «властелин» Изяслав Владимирович построил дворец с каменным укреплением (остатки дворца разобраны в 1650 г.).

Скачать книгу в pdf - "Путь через три века. К 120-летию Курского трамвая" целиком - 27 мегабайт...

 
След. >
   Городской электротранспорт бывшего СССР
Музей Курского городского электрического транспорта - трамвая и троллейбуса © 2008 - 2024
Заведующий музеем: trammuzeumkursk@mail.ru
Поддержка веб-сайта: webmaster@kursk-museum.net.ru V: 0.020900